Факторы эффективности специалиста по PR как коммуникатора

Например, английский ученый Сэм Блэк предлагает свое видение личностных качеств специалиста по PR: отличные организаторские способности, ясность суждений, объективность и критичность восприятия, богатое воображение и способность понимать точку зрения другого, живой пытливый ум, стойкость характера, внимание к деталям, старательность, склонность к длительной, самостоятельной и творческой работе, оптимизм, чувство юмора, гибкость и умение одновременно иметь дело с разными проблемами. Но, кроме перечисленных качеств, специалисту необходимо хорошо писать, редактировать; иметь оптимистический взгляд на жизнь; обладать ораторскими способностями, быть коммуникабельным, иметь презентабельную внешность[1, 29].

Среди профессиональных качеств, характеризующих вербальное и невербальное поведение, на первое место поставлено: владение литературным языком, общая эрудиция и кругозор, далее - умение четко формулировать свою мысль. Среди качеств самой личности коммуникатора были выделены следующие: ум, эрудиция, интеллект, далее идут такие качества - доброта, откровенность, чуткость.

Коммуникатор должен знать о несловесных средствах коммуникации: пространственном взаимодействии, контакте глаз, личной, социальной, публичной дистанциях общения, дуге комфортной беседы, о точке опоры у собеседника, влиянии собственного присутствия. Зрительный контакт – это знак препинания. Это встреча взглядов, которая подчеркивает мысль, фразу, может быть, даже одно слово [14, 67].

Неподвижный оратор – это невнимательная публика [14, 69]. Общение с публикой и прессой – это искусство, особенно в наши дни мгновенной передачи новостей. Но и это искусство освоить не сложно[8, 53]. Если коммуникатор неподвижен, всякому нормальному слушателя трудно внимательно следить за тем, что говорится.

Можно привести правила для коммуникаторов, правда в то время они все-таки назывались ораторами, которые выступают на публике, правила взятые из книги Цицерона

«Ad Herennium»- «О теории публичных выступлений», книга 1:

Шесть правил Цицерона для ораторов

I. Введение («добиться внимания»).

II. Изложение фактов (фон). Обратить внимание на краткость, ясность, правдивость.

III. Разделение (области согласия, несогласия, требуемые решение).

IV. Доказательства (позиции по неотложным вопросам – со свидетельствами в их пользу).

V. Опровержение («уничтожение доводов наших противников» – не так уж просто было с Цицероном тягаться).

VI. Вывод (заключение, «построенное по всем правилам искусства»).

Последний факт означал то, что следует напомнить публике о том, какая ответственность лежит на ней в данной вопросе, и с достоинством удалиться [14, 56] .

С самого начала и до конца коммуникатор выступает в роли проводника, представляя свои взгляды, данные, планы, идеи, технологии, но при этом он обязан говорить на языке публики, при этом публика должна чувствовать, что все то, что говорится, говориться о ней. Для этого, перед выступлением, не плохо было бы изучить публику и провести какие-либо предварительные изыскания.

Вывод: Формированию эффективного образа коммуникатора содействуют такие характеристики:

- внешние (физические данные и оформление внешности),

- коммуникативные характеристики (дикция, голос, манера говорить),

- внутренние, личностные (знания, интеллект, эмоциональность, моральные ценности) [6, 82].

Другие статьи:

Семейное консультирование
Семейное консультирование – это одна из разновидностей семейной психотерапии, которая имеет свои отличительные признаки и границы терапевтического вмешательства. Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной терапией, взаим ...

Физиологические основы страха
А. Кемпински (1975) считает, что на основании наблюдений за поведением животных можно с достоверностью сказать о том, что страх среди животного мира встречается часто и наблюдается уже на низших ступенях филогенетического развития (Кемпинс ...

Модели, идеи и концепции экспериентального подхода
Идейный багаж экспериентального подхода составляют концепция экспериентального обучения Д. Колба, Х. Икехара, новая парадигма обучения на рабочем месте В. Дж. Марсик, теория обучения действием Р. Риванса, концепция самообучающейся органи ...