Другой важный принцип магической медицины состоит в положении, согласно которому два разных и не связанных между собой тела могут производить воздействие друг на друга через скрытую внутреннюю связь. Сэр Джеймс Фрезер (1854—1941) назвал это комплементарной, или «симпатической», магией. Два объекта, согласно этой теории, имеют одинаковое воздействие благодаря своему сходству, а также потому, что они сочувствуют друг другу. Из этого принципа исходит так называемая гомеопатическая, подражательная и мимикрическая, магия. Врачующий человек мог приостановить течение болезни и добиться выздоровления своего пациента, притворяясь умирающим, агонизирующим и затем медленно выздоравливающим, внушая тем самым умирающему человеку надежду на выздоровление.
Воздействие дьявола, как основная причина болезней, присутствует во всех этих теориях. Эффект достигается способностью колдуна психологически влиять на поддающуюся внушению жертву. Неудивительно, что в примитивном обществе знахари оказывались наиболее могущественными, смелыми и часто самыми талантливыми личностями. Таким образом, эффект от магического воздействия зависел от внушаемости лица, которое подвергалось магическому воздействию.
Примитивная медицина использовала психологические методы воздействия при болезнях, как телесных, так и психических. Эта анимистически-магическая медицина, отражающая понимание примитивным человеком Вселенной, опиралась на интуитивное открытие психологических законов, лежащих в основе поведения индивидуума. Первобытный человек оценивал определенный порядок событий, свою реакцию на них и другие проявления своего «Я» как нечто обычное, самоочевидное, не требующее доказательства. Ему казалось естественным, что он впадает в ярость, когда нападает. Эти устойчивые реакции на определенные события могут быть названы «эмоциональными силлогизмами». Они не требуют объяснений или доказательств. Таким образом, для него было логичным пытаться воздействовать на естественные явления теми же способами, какие он употреблял для воздействия на себе подобных: заклинаниями, молитвами, угрозами, покорностью, подношениями и даже наказаниями.
Как и большинство теорий, демонология содержит ядро правды. То, что человеческое поведение легко объясняется через психологию, может быть признано любым, кто анализировал собственные действия. Очевидной ошибкой в мышлении примитивного человека было стремление приписать неодушевленной природе цели и мотивы поступков человека.
Органический подход
Наблюдая явления природы, человек отметил определенную последовательность временных явлений. Отступление мрака вместе с восходом солнца привело к предположению, что солнце является причиной дневного света. Человек и сам мог рассеять тьму, разжигая костер. Тем не менее он понимал, что это явление, безусловно, отличается от восхода солнца. Оставалось предположить, что и за восходом солнца также стоят какие-то, но только более высокие, намерения. Экстраполируя собственный опыт на природные явления, человек заключил, что солнце — или, точнее, бог солнца — имеет свои собственные добрые основания для создания света. Иными словами, примитивный человек распространял мотивационную причинность своих поступков на весь окружающий мир.
Проблема существования или отсутствия целесообразности в природных явлениях имела глубокое воздействие на развитие науки. Медицина прогрессировала, так как постепенно освобождалась от анимистических теорий и заменяла их другим типом причинности. Новый подход был непсихологическим, а значит, был вполне применим к познанию неживой природы. С процессом развития науки, в частности медицины, стали возникать теории объяснения явлений жизни посредством физики и химии. Человеческое тело рассматривалось как сложная машина с физико-химическими связями, которая преобразует химическую энергию в механическую. Следовательно, как и все аппараты, человек должен иметь создателя. Должны ли их функции и эволюция объясняться в естественно-научных терминах или основа их идеальна? И если идея лежит в основе конструкции живого организма, то чья это идея, чей замысел?
Психологический подход
Примитивный человек не нуждался в объяснении причины возникновения раны, полученной в бою или на охоте. Поэтому в каком-то смысле хирургия была первым немагическим направлением в медицине. Но внутренние болезни, когда ни место поражения, ни причину возникновения нарушений нельзя было наблюдать непосредственно, объяснялись исключительно сверхъестественными причинами. Пытаясь постичь эти необъяснимые вещи, он стал обращаться к уже знакомым знаниям, которые он извлекал из своих собственных ощущений, приобретенных на основе субъективного жизненного опыта. Мы знаем, что причиняет нам обиду, что – удовольствие и как наши намерения и чувства влияют на наше поседение. И только когда поведение кого-то кажется нам ненормальным, мы действительно начинаем искать какое-то специальное объяснение подобному поведению.
Другие статьи:
Заключение.
Приведенный корреляционный анализ уровня интеллекта супругов и удовлетворенности браком продемонстрировал их значимую отрицательную зависимость.
Данным исследованием мы привнесли следующий вклад в психологическую науку:
Во-первых, мы за ...
Свадебные поздравления
Мы старались выбрать из многочисленных вариантов наиболее подходящие тексты традиционных и современных свадебных поздравлений.
Сегодня Вы семья одна, законом муж вы и жена.
Теперь не будет половины, все стало общим, все едино,
Мы Вас с ...
Правовая регламентация профессиональной деятельности юриста.
Правоприменительная деятельность работников государственно-правовых структур разного должностного положения, довольно четко регламентирована. Отступление от своих служебных обязанностей, нарушение юристом должностных полномочий рассматр ...
Разделы