Глубочайшее прошлое человечества было не простым складом бессознательного, но таило в себе множество зародышей будущих состояний сознания и психики, ментальных ситуаций, творческих идей. Именно тогда сформировалось понимание и зародилась практика психического воздействия одного человека на другого или человек на группу людей с целью определенной ориентации психической энергии, преодоления психического, эмоционального кризиса. Это происходило в мире, для которого были свойственны острейшие переживания психической идентичности с природными явлениями, где психическая жизнь индивида определялись «мистическим участием» в духовном пространстве, общем всему существующему. Не случайно первобытный человек без тени сомнений мог считать себя действительно деревом или животным, физически отождествляя себя с ним. Древневосточные цивилизации внесли огромный вклад в познание человеческой души, ее болезней и методов исцеления.
Средневековье было временем огромной психологической нестабильности, религиозной экзальтации. Жизнь человека нередко была сопряжена с огромным эмоциональным напряжением, что нашло отражение в искусстве и литературе. Причинами психических заболеваний считались козни дьявола и нечистой силы, хотя и те состояния, в которых пребывали подвижники, почитавшиеся святыми, нередко можно было бы квалифицировать как резкие отклонения от психической нормы.
В наш век произошла научная революция: психиатрия стала совершеннолетней. Она перестала быть заброшенной падчерицей медицины и стала одной из самых выдающихся областей науки о человеке. Этот успех стал возможен только после открытий Фрейда, коренным образом изменивших психиатрию и пронизавших всю медицинскую науку, однако в нем воплотились и результаты изучения человеческой психики на протяжении сотен лет. Развитие психоанализа не случайность и не подвиг отельной гениальной личности. Рождение психоанализа явилось одним из первых признаков идеологической революции в западной цивилизации, когда любознательность человека, направленная на познание внешнего мира, уступила место качественному другому интересу. Сначала в философии и литературе, затем в социальных науках и, наконец, в психологии нового вида западный человек обратился к познанию своей собственной личности, к извечному вопросу о предназначении и смысле своей собственной жизни. Психоаналитический метод Фрейда вскоре был признан самым эффективным и всесторонним выражением этих исканий.
Три основные тенденции в психиатрии
В психиатрии можно выделить три основополагающие тенденции:
1. Магический подход — попытка рассматривать необъяснимые явления как магические.
2. Органический подход — попытка объяснить болезни разума телесными причинами.
3. Психологический подход — попытка обнаружить психологические причины психических нарушений.
Прогресс медицины состоит в применении психологических и органических теорий и методов лечения в случаях, когда возможно их применение и при постепенном изъятии магического компонента как из психологического, так и из соматического подхода. Со временем взаимоотношения между двумя основными методами также должны быть уточнены. Как мы далее увидим, это приводит к своеобразной теории комплементарности — решению, которое сходно с тем, что было предложено физиками-атомщиками.
Магический подход
Примитивный человек лечил свои незначительные травмы и болезни с помощью интуитивно найденных, грубых, эмпирических приемов: зализывал раны слюной, смягчал лихорадку погружением в холодную воду, натирал раны тиной, высасывал яд после укуса змеи .
Первые попытки объяснить причину заболевания также опирались на интуицию. Доминировало простейшее объяснение — считать, что болезни возникают «сами по себе». Хотя издревле просматривался и причинно-следственный подход. Но когда причины нездоровья нельзя было вывести напрямую, первобытный человек приписывал их злонамеренному влиянию других людей или высших существ и боролся с ними магией или волшебством, а позже — магически-религиозными обрядами. По существу, эти методы лечения были попыткой повлиять на злодейство психологическим воздействием, что дает право считать психиатрию наиболее древней специальностью по сравнению с другими сферами медицины.
Примитивная медицина была главным образом психиатрией. Душевные и телесные страдания так же не различались, как не разделялись медицина, магия и религия. Кроме того, магия была направлена против некоторых смертельных или сверхчеловеческих явлений, которые могли вызвать болезнь. Соответственно своим представлениям примитивная медицина оказывала пациентам помощь в борьбе со сверхъестественными явлениями и злыми духами всеми доступными древнему человеку средствами, такими, как мольбы, поклоны, заклинания, жертвоприношения, угрозы, исповедание, изгнание духов и умиротворение, что производилось при помощи магических ритуалов, колдовства и даже телесных наказаний. Болезнь ощущалась как нечто привнесенное извне волшебником или богом, «выстрелившим» в тело человека стрелой или молнией. Концепция отделения души от тела включала примитивное понимание души, проявляющейся в сновидениях, призраках, галлюцинациях и т.п. До тех пор пока тело и душа пребывали в единстве, человек был здоров, но, если душа или часть ее покидала его или кем-то похищалась, человек заболевал.
Другие статьи:
Интертипные отношения
Сопоставляя функциональные структуры людей разных социотипов, можно заранее прогнозировать вероятные тенденции развития их взаимоотношений, их совместимости.
Рассмотрим некоторые возможные варианты взаимоотношений между типами людей. Т ...
Основные принципы и целитанцевально-двигательной терапии.
Основная задача танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного "Я". Люди обращаются к танце-терапевту потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными, В нашей ...
Заключение.
Наша работа посвящена агрессивности детей и методами работы с ней. На наш взгляд это существенный вклад в практическое направление психологической работы в целом, а так же и в частности, т.к. наши упражнения являются практическим пособие ...
Разделы