Деловую культуру
можно определить как «характеристику хозяйственной деятельности, ориентированной на получение прибыли в процессе взаимодействия с другими участниками экономических отношений».
Люди разных культур пользуются одними и теми же основными понятиями, но вкладывают в них разный смысл. Это определяет особенности их поведения, которое часто представляется нам иррациональным и противоположным тому, что мы считаем очевидным. Поведение других народов имеет свои причины. Здесь существуют свои характерные черты, закономерности и традиции.
Внимание к культурным корням и национальным особенностям других людей, как в обществе, так и в сфере бизнеса позволит нам предвидеть и удивительно точно просчитать то, как они будут реагировать на наши предложения. Более того, мы сможем в определенной степени предсказать их отношение к нам. Практическое знание базовых черт других культур сведет к минимуму неприятные сюрпризы, даст нам необходимое понимание, которое позволит преодолеть трудности общения с представителями других стран.
Огромное количество сделок в мире ежедневно срывается из-за того, что либо один из участников, либо оба пытаются заставить партнеров принять чужое видение мира, чужие «правила игры», навязать свои нормы поведения. При этом каждый из них убежден, что партнер отказывается от них либо просто по какому-то недоразумению, либо замыслил что-то, желая заманить на «свою площадку».
Сравнение деловых культур построено на основе двух подходов: дифференцирующего, ориентированного на выявление различий, и интегрирующего, ориентированного на поиск сходства.
Выбор американской деловой культуры обусловлен очевидными причинами:
- США в силу ряда причин является лидирующей, а в отдельных регионах мира доминирующей, своеобразным законодателем «правил игры».
- Американская деловая культура представляет собой синтез разных ведущих деловых культур мира (британской, голландской и германской).
- Американский капитал занимает первое место в современной России и по объему инвестиций, и по количеству СП.
Дифференцирующий подход (различия)
Для сравнения деловых культур ученые используют сравнительный профиль деловых культур. По общему мнению теоретиков и практиков наиболее важными являются девять параметров: 1) коллективизм – индивидуализм; 2) ориентация на людей, участвующих в совместной деятельности, – ориентация на само дело; 3) демократизм – авторитаризм; 4) полиактивность – моноактивность; 5) высокая зависимость от культуры – низкая зависимость от культуры; 6) эмоциональность – рациональность; 7) ориентация только на собственный выигрыш – ориентация на взаимный выигрыш; 8) отношение к прибыли как к норме–средству – отношение к прибыли как к норме–цели; 9) монологичность–диалогичность во время переговоров.
1. Индивидуализм-коллективизм
– степень зависимости индивида от группы.
В одних обществах и культурах в системе ценностей превалируют коллективистские подходы и принципы, в других акцент делается на индивидуалистских чаяниях и стремлениях личности. Часто, характеризуя то или иное общество, говорят: «это общество коллективистов», или «это общество индивидуалистов». Под коллективизмом понимается такая система ценностей, в которой человек воспринимает себя как часть группы, а уже затем как отдельную личность. В индивидуалистской системе ценностей личность выходит на первое место. Для США
характерна максимальная степень индивидуализма
. Американцы откровенно высказывают критические замечания своим коллегам. Работники на службе продвигаются и нанимаются исключительно только со своими личными достоинствами. В организациях на работе управление ориентировано на личность, а не на группу. Каждый американец в своей работе ориентирована на личный успех и карьеру. Для России
Другие статьи:
Физиологические
основы страха
А. Кемпински (1975) считает, что на основании наблюдений за поведением животных можно с достоверностью сказать о том, что страх среди животного мира встречается часто и наблюдается уже на низших ступенях филогенетического развития (Кемпинс ...
Структура способностей
Деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т. п.), которой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике). Этим требованиям не мо ...
Американцы на деловых переговорах
На деловых переговорах для американцев характерен хороший настрой, энергичность, а также внешнее проявление дружелюбия. Они ценят шутки и хорошо на них реагируют.
Каждый отдельный американец, занимающий в компании высокое положение, имее ...
Разделы