Характер общения с учителями и субъективного отношения к нему изменяется на протяжении подросткового периода. Если ведущим мотивом общения младших подростков является стремления получить поддержку, поощрение учителя за обучение, поведение и школьный труд, то в старшем возрасте – стремление к личностному общению с ним. Начиная с шестого класса подростков все больше волнуют профессиональные и личностные качества педагогов. При чем, если профессиональные качества педагогов подростков в целом устраивают, то личностные – нет. Эта неудовлетворенность личностными качествами воспринимается подростками чаще всего как проблема справедливости учителя. Однако, не смотря на неудовлетворенность личностными качествами учителей, они все равно чаще всего не стремятся к общению с ними, чего, кстати, учителя чаще всего этого не замечают. Они, как правило, полагают, что подростки удовлетворены общением с ними, равно как и их личностными качествами. Таким образом, складывается ситуация нарастания у подростков потребности в личностном общении с педагогами и невозможности ее удовлетворения.
Одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация общения с родителями, учителями, вообще со старшими ,на более или менее равных по положению.
А.В. Мудрик считает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самопознания. Поведение подростков по самой сути своей является коллективно- групповым.\34\.
Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации (позволяющий часть информации по вопросам пола подросток получать от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или предать ему нездоровый характер).
Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки сознательного воздействия, умение подчиниться коллективной дисциплине, отстаивать свои права. Вне общества сверстников подросток не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств.
В то же время это вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Хотя общение подростков часто бывает эгоистичным, а потребность в самовыявлении, раскрытии своих переживаний – выше интереса к чувствам и переживаниям другого.
Психология общения в подростковом возрасте строится на основе переплетения двух потребностей: обособление и потребности в принадлежности, включенность в какую-то группу. Разговоры детей, общение друг с другом учат жить в коллективе, обучают речевому контакту, именно интересно рассказывать, высказывать мнение по тому или иному поводу, спорить, доказывать. Все это чрезвычайно важно для их будущей жизни.\14,17\.
Анализируя эмоциональную функцию общения подростков, А.В. Мудрик подчеркивает: «Общение – важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека». Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей.\19\.
В подростковом возрасте особая роль эмоциональной функции общения проявляется в двух аспектах: в приобретении опыта эмоциональных отношений с людьми и в развитии эмоционального приятия окружающей действительности. \19,14\.
В науке установлено, что те подростки, которые испытали дефицит общения и в связи с этим не могли успешно решить свои детские подростковые конфликты, когда вырастают и становятся родителями, часть оказывается неспособными установить тесную эмоциональную связь с ребенком. С другой стороны, роль общения в формировании эмоционального отношения подростка к окружающей жизни проявляется опосредовано – в уединении. Уединение – это, как правило, эмоциональные переживания того, что происходит в реальном общении. Поэтому, если подросток избегает уединения или посещает его каким-то конкретным делам, может означать, что у него слабо развито воображение, он недостаточно эмоционально развит. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками но и , главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих, непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах.\14\.
Именно неумение, невозможность добиться такого положения часто является причиной недисциплинированности детей. Это сопровождается и повышенной конфликтностью подростков по отношению к подростковым компаниям. Иными словами, подросток изменяет свое поведение под влиянием других сверстников таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям сверстников. По этой причине у подростков возникают трудности со сверстниками часто в основе снижения успеваемости, изменения в поведении возникновение аффективных переживаний и т.п. лежит нарушение отношения подростка со сверстниками.\19\.
Другие статьи:
Предпосылки возникновения учения о высшей нервной деятельности.
Благодаря трудам И.П. Павлова возникла и развилась физиология ВНД, основная задача которой- изучение закономерностей и механизмов работы головного мозга.
Мы уже рассмотрели те общие истоки изучения деятельности мозга, которые были связ ...
Взаимодействие первой и второй сигнальных систем.
Взаимодействие двух сигнальных систем выражается в явлении элективной (избирательной) иррадиации нервных процессов между двумя системами. Оно обусловлено наличием связей между структурами, воспринимающими стимулы и обозначающими их слов ...
Роль
воображения в научном познании мира
Воображение - это одно из средств научного открытия в процессе творческого познания.
Одной из сфер творчества является научное познание мира. Творчество в науке состоит в формировании знания, отображающего действительность. Творчество со ...
Разделы