. В настоящее время, когда идут масштабные перемены и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, труднее всего приходится подросткам с их еще не устоявшимися мировоззрением, подвижной системой ценностей. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В подростковом возрасте могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний или затруднениями процесса формирования личности.
В решении сложных и многогранных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения личности общаться, которая в зависимости от ее психологических особенностей может стимулировать, а может подавлять активность личности, способствовать ее нравственному росту или тормозить его.
Постановкой и разработкой проблемы общения занималось много различных авторов.
Впервые в отечественной психологии вопрос о роли общения как факторе психического развития человека поднимает В.М. Бехтерев.
Л.С. Выготский, рассматривая психические функции, отводит общению значительное место и выделяет его как фактор психического развития, условие его саморегуляции. Общение, по Л.С. Выготскому, - это процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующих известной системы средств.
В трудах Б.Г. Ананьева общение выступает как одна из форм жизнедеятельности, условие социальной детерминации развития личности, формирование психики человека.
В.Н. Мясищев подчеркивал избирательность, активность, положительный и отрицательный характер отношений, складывающихся в процессе общения. Описал способы и формы общения.
Роль общения, как средства приобщения личности к теории и практике общественного опыта, как условие развития мышления выделил А.Н. Леонтьев. Он также рассматривал общение как отдельную сторону деятельности. Общение включено в любую деятельность - есть ее неотъемлемый элемент.
В основе понимания общения лежит концепция деятельности, развиваемая Д.Б. Элькониным и А.В. Запорожцем. В толкование общения на передний план они выдвигают его содержательную сторону, они ставят в центр внимания анализ потребностно-мотивационных аспектов. Д.Б. Эльконин рассматривал развитие общения в различных возрастных периодах.
Подход к общению, как к деятельности, имеет, по мнению, М.И. Лисиной, ряд преимуществ по сравнению с рассматриванием его как особого рода поведения или совокупности условных реакций человека на сигналы, поступающие от другого лица. Важное преимущество подхода к общению как к деятельности в том, что он позволяет соотнести общение с другими видами деятельности человека, понять место общения в их системе и, в конечном счете, определить связь общения с общей жизнедеятельностью индивида.
Г.М. Андреева, рассматривая общение с точки зрения социальной психологии, выделяет три взаимосвязанные стороны – коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Идея опосредованности системы отношений человека к бытию, его отношениями с другими людьми получает философско-теоретическое обоснование в трудах С.Л. Рубинштейна.
Исследование общения ведется как в практических, так и теоретических направлениях. Разработкой проблемы общения занимались и ряд других психологов, таких как А.А. Бодалев, М.М. Рыбакова, А.В.Мудрик, Л.М. Фридман, М.Ю. Кулагина, Р,С. Немов, Л.А. Петровская, В.А. Кан-калик, А.С. Прутченков и многие другие. Проблема психологических особенностей общения у подростков приобретает особую актуальность в связи с выявлением условий эффективного управления взаимодействием подростка со сверстниками, родителями, педагогами, которое предполагает знание возрастных и психологических представлений о развитии подростка.
Теоретическое значение дипломной работы определяется тем, что результаты и выводы дипломного исследования об особенностях общения как сложного межличностного отношения представляет собой определенный материал для теоретических обобщений и дальнейшего более глубокого изучения общих закономерностей.
Практическая ценность работы определяется тем, что на основании результатов исследования психологических особенностей общения подростков сформированы выводы и рекомендации, позволяющие в определенной мере способствовать процессу формирования и ее влияния на характер нравственного воспитания, превратить в педагогически управляемый процесс.
Результаты исследования позволяют понять характер связи между способностью общаться и степенью тревожности подростков, что позволит классным руководителям лучше ориентироваться в выборе мер педагогического воздействия при формировании коммуникативных способностей у подростков.
Наряду с этим, использование в исследовании методики изучения подростковой тревожности и коммуникативных способностей в той или иной модификации могут успешно использовать педагоги в целях изучения взаимоотношений подростков со сверстниками, для изучения возникающих у подростков трудностей в общении и управления процессом их формирования.
Гипотеза исследования состоит в том, что уровни коммуникативных способностей подростков зависят от ряда определенных свойств личности, в том числе и тревожности. Гипотеза строилась на том, что в подростковом возрасте происходят качественные изменения общения по сравнению с детьми младшего школьного возраста, а также усиливается потребность в общении в целом.
Целью исследования является определение соотношения коммуникативных способностей и личностной тревожности у детей подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по проблемам общения в подростковом возрасте.
2. Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.
3. Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.
4. Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и уровнем тревожности.
5. Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.
6. Подобрать практический и психологический материал для построения модели программы коррекции коммуникативных особенностей и тревожности у детей подросткового возраста.
Объектом исследования является особенности общения детей подросткового возраста.
Предметом исследования выступает соотношение личностной тревожности с особенностями общения у детей подростков.
- Категория общения в психологии, и её характеристики.
- Психологические особенности и характеристики общения детей в подростковом возрасте.
- Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте.
- Организация и методы эмпирического исследования.
- Анализ результатов экспериментального исследования.
- Исследование связи между особенностями общения и тревожностью у детей подросткового возраста.
- Заключение.
Другие статьи:
Методы и методики изучения сложных педагогических ситуаций в процессе
семейного воспитания.
Мы изучаем сложные педагогические ситуации в процессе воспитания детей, а именно, отношение к воспитанию в семье младшего школьного возраста. Для этого мы планируем провести исследование.
Для определения состояния внутрисемейных отношени ...
Некоторые психологические аспекты специфики общения в Интернете.
Б
олее конкретно, можно выделить следующие проблемы. Во-первых, соотношения "виртуального Я" (т. е. "Я", которое человек использует в телекоммуникации) с реальным и идеальным "Я" этого же человека. По данным, ...
Проблема внимания в психофизиологии
Интерес к проблеме внимания и его психофизиологическим механизмам возродился в середине 60-х годов нашего столетия. Характерная для начала XX в. потеря интереса к процессам внимания связана с сильным влиянием на психологию бихевиоризма, к ...
Разделы