· Деловое общение (цель находится вне самого воздействия субъектов, служит средством повышения качества их деятельности ).
· Личностное общение (цель общения состоит в приобщении партнера к опыту, ценностям, эмоциональному состоянию).
· Целевое (цель общения заключена в нем самом).
· Инструментальное (не является самоцелью, преследует другие цели).
· Вербальное (предполагает использование звуковой речи, естественного языка).
· Невербальное (общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через сенсорные или телесные контакты).
В социальной психологии общения выделяет три типа межличностного общения:
· Императивное – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению (партнер рассматривается как объект воздействия) с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям.
· Манипулятивное – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера осуществляется скрытно, предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека (Символом такого типа общения стала концепция общения, развитая Дейлом Карнеги).
· Диалогическое – это равноправное субъект – субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Возможно, лишь в случае соблюдения правил.
Общение является важнейшей потребностью человека, оно не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности, а включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного и культурного поведения. Через общение человек приобретает высшие познавательные способности и качества, становиться личностью. Особенно значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Общение является первым видом социальной активности. В нем сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается жизненный опыт ребенка. Его интенсивность, разнообразие его содержания целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей. Выделенные виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека.
Содержание и цели общения являются относительно неизменными составляющими, зависящие от потребностей человека, не всегда поддерживаются сознательному контролю. Под средствами общения понимается, то каким образом человек реализует определенное содержание и цели. Средства общения зависят от культуры человека, уровня развития воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у человека навыков общения, мы, прежде всего, имеем ввиду технику и приемы общения.
Техника общения – это способы перенастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальные и невербальные. Применяемые на практике техники и приемы общения имеют возрастные особенности. В общении применяются техника и приемы, основанные на использовании обратной связи. Под обратной связью понимается информация о партнере по общению, используемая собеседниками для коррекции своего поведения. Она включает сознательный контроль коммуникативных действий. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека. Коммуникативные способности представляют собой умения и навыки общения с людьми, от которых зависит их успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный и профессиональный опыт, отличающиеся друг от друга коммуникативными способностями.
В данной работе будут рассмотрены особенности подросткового общения в зависимости от некоторых свойств личности. Все отечественные и зарубежные психологи в своих трудах, в которых они ставили и решали проблемы формирования человека как личности, неизменно возвращались к категории общения.
Выделяя общее мнение, Б.Г. Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения, как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. В общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительным и отрицательным характером. Способом или формой общения и отношения является обращение человека с человеком. (В.Н. Мясищев).
Другие статьи:
Возрастной аспект отношения к смерти.
В нашем исследовании анализу были подвергнуты такие эмоциональные особенности личности, как: эмоциональное состояние личности на момент начала проведения эксперимента и при его окончании, наличие или отсутствие угнетенного настроения, нал ...
Заключение.
Изменения, происходящие в нашей стране, - это реальность, обусловленная общественными потребностями. Эти изменения не могли не обострить и естественно юношеского нигилизма. Безвыходность и ее результат – потребительско-эгоистическое отнош ...
Начало качественного развития телевидения
В 30-е - 50-е годы советское телевидение развивалось под знаком технических и эстетических поисков, формирования структур и определения функций программ. Это был период возникновения и первоначального развития телевидения.
В какой-то мер ...
Разделы