Психосемиотика в трудовой деятельности

Психология » Психосемиотика в трудовой деятельности

Страница 3

Знаки являются основными элементами и средствами мыслительной деятельности. С их помощью осуществля­ются операции абстрагирования, обобщения и опосредования свойств и отношений предметов и явлений. Многие задачи, как наглядно-образные, так и абстрактно-логичес­кие, человек решает при помощи наглядных знаковых сис­тем, которые обеспечивают связь символических процессов с сенсорными. Сигналы от внешних предметов или знако­вых образований являются не только источником обоб­щения объективного опыта, но и источником бесконечно многообразных «подсказок», намеков в поисках других нужных идей или операций решения той или иной задачи.

Способность к символизации (знаковая функция) явля­ется одной из важнейших черт человеческой познаватель­ной деятельности. Знак является средством и орудием познания объективной деятельности, но вместе с тем необходимо понять характер опосредованной связи знака и обозначаемого предмета в отражательной деятельности человеческого мозга. Суть этой связи состоит в том, что знаки являются носителями и средства­ми фиксации мысленных образов обозначаемых предметов. Знаки являются осо­бым средством отвлеченной и обобщенной отражательной деятельности, осуще­ствляемой в условиях коммуникации.

В последнее время в инженерной психологии высказывается мнение о том, что знак имеет не только информационную функцию, определяемую как его связь с обозначаемым объектом, но и структурирующую, преобразующую функцию, кото­рая связана с воздействием знака на субъект. Структурирующая функция знаков способствует организации систем психических процессов в процессах приема и переработки информации. Тем самым знаки играют двоякую роль в деятельности человека: с одной стороны, они участвуют в управлении преобразованиями объек­та, с другой стороны, организуют психическую, мыслительную деятельность субъекта. Это обусловлено еще и тем, что знак всегда функционирует не изолиро­ванно, а лишь как элемент определенной знаковой системы.

На основе обобщения литературных данных и наших исследований можно определить шесть функций знаков и знаковых систем в деятельности человека: сигнальную — как побуждение к деятельности: знак выступает в роли сигнала;

• наглядно-образную — как опору для внешней и внутренней наглядности при решении оперативных задач в деятельности (знаки-признаки, знаки-символы, иконические знаки);

• информирующую — о состоянии и характеристиках обозначаемых предме­тов и явлений (кодовые знаки);

• интегративную — объединение и уплотнение информации в знаке или ЗС за счет обобщения в числовом значении и многомерности используемых знаковых систем (сложенные знаки);

• структурирующую — организующую и настраивающую систему приема и пе­реработки знаковой информации;

• коммуникативную — как средство организации данного общения.

По особенностям функционирования знаков в деятельности человека можно выделить для психологического анализа три типа деятельности: информационный, информационно-управленческий и исследовательско-диагностический. Для перво­го типа характерно преобладание в деятельности двух видов функционирования знаков — сигнального и информационного, причем знаковые отношения являются жестко заданными через процесс кодирования информации в знаковых системах и моделях. Примером такого типа является деятельность операторов-кураторов, рас­шифровщиков и т. д.

Второй тип деятельности характеризуется преобладанием наглядно-образной, информирующей и структурирующей функций знаков, причем знаковые отноше­ния являются более гибкими, хотя также задаются в определенных знаковых сис­темах и моделях, преобладающим является необходимость совершать операции декодирования сложных сообщений (формуляры, кодограмма). В этой деятельнос­ти широко используются видеотерминалы. Примером такого типа является дея­тельность диспетчера УВД, референта-исследователя, руководителя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Методы в психофизиологических исследованиях
Электроэнцефалограмма Впервые регистрацию биоэлектрической активности мозга у человека осуществил австрийский психиатр, ректор Йенского Университета Ганс Бергер (1929)[32], показав, что биотоки мозга представляют электрические колебания, ...

Кормление грудью
Кормление грудью - это не только питание, которое обеспечивает ему начало жизни без болезней, хорошее развитие его сил и ума, но и воспитание любовного, доверительного отношения к родной матери, к другим людям. А в младенце - девочке это ...

Персонализация и отраженная субъектность.
<Потребность быть личностью>, потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в социальные связи, в общественную практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями, общественными ...