Противоречивость знаковых моделей на базе понятий обусловлена тем, что они сохраняют свойственное генетическим моделям неразрывное единство противоположных качеств, проявления одних из которых направлены на укрепление общности однотипных или родственных моделей, а других на непримиримую борьбу. Основным объединяющим свойством таких моделей является то, что сами они являются элементами общения, могут существовать и использоваться только какой-то общностью. Конкретный биологический носитель получает их от общности носителей, членом которой он становится. К моделями на базе понятий относятся языки общения и то, что на них изложено, опыт той или иной деятельности, религии и т. д. Они же и разделяют людей по языкам, национальностям, религиям, профессиям и т. д. Однако антагонистический характер противоречиям, связанным с таким разделением, придает подчинение самих моделей на базе понятий биологическим функциям их носителей, конкретного человека или общности. Сами эти модели и их реализации используются как инструмент обеспечения потребностей только конкретного носителя, для экспансии одних и подавления других. И это естественно, пока модели на базе понятий подчинены биологическому носителю они будут оставаться инструментом и оружием конкретного организма или общности.
История человечества в большинстве своем состоит из примеров использования идей и опыта в целях экспансии и агрессии, а также попыток ограничить с помощью законов и моральных норм проявления в поведении людей биологических инстинктов. Средства производства, организация труда, распределение товаров и противоречия, связанные с ними, конечно же не были главными двигателями развития цивилизации, как утверждают создатели истмата. Исходным противоречием, которое проявляется в том числе в характере отношений производства и распределения, следует считать противоречие между общественным характером моделей на базе понятий и степенью подчинения их биологическим потребностям отдельного организма или общности. Идеологические, религиозные и межнациональные противоречия, превращающие до настоящего времени лицо цивилизации в звериную маску, являются лишь следствием.
Демонстрацией противоречивости моделей на базе понятий, обусловленной подчинением биологическим функциям их носителей, может служить противоречивость отношений между людьми и общностями, связанных с понятием “собственность”. Экономические и идеологические концепции, объясняющие происхождение общественной и частной собственности, какую роль в жизни общества должны играть та и другая, у многих, наверно, ”навязли в зубах”. Но удивительным при этом остается факт, что в этих “теориях” не приводится определения самого понятия “собственность”, не частной, общественной или личной, ничего не говорится, какие особенности человека и общностей людей отражает это понятие.
Элементы поведения, связанные с обозначением и утверждением “принадлежности“ объектов и территории человеку, имеют много общего с аналогичными элементами в поведении животных. Однако с развитием цивилизации в таких проявлениях человека и общностей все большую роль играет совершенство моделей на базе понятий, силы и средства, которые эти модели приводят в действие. Сами же отношения принадлежности между людьми и общностями в большой степени стали продуктами взаимодействия всех моделей на базе понятий – исторически сложившихся соотношений масштабов и эффективности таких моделей у конкретных биологических носителей.
Отношения принадлежности в среде животных и человека на низких ступенях цивилизации ограничены объектами и территорией ближайшего окружения. Эти отношения обусловлены необходимостью обеспечения биологического цикла организма или общности. Очевидно, в таком виде эти отношения возникли и существовали задолго до появления человека, как биологического вида. С развитием моделей на базе понятий, возникновением и укрупнением общностей - их носителей, расширяются границы отношений принадлежности в пространственной и объектной областях. В возникновении и сохранении самих отношений принадлежности все большую роль начинают играть не биологические качества организма или общности, а совершенство этих моделей, опыт, орудия и организация на их основе, которые они имеют. Таким образом, происходит превращение отношений принадлежности в отношения собственности. Это превращение принципиально не изменило ту биологическую сторону отношений принадлежности, которая проявляется в ограничении и подавлении возможности использования объектов и территории для одних субъектов и предоставление такой возможности для других. Не уменьшилась и противоречивость отношений собственности по сравнению с отношениями принадлежности. Это естественно, так как отношения собственности при относительной, по сравнению с отношениями принадлежности, широте границ и разнообразии форм всегда сводятся к удовлетворению тех или иных, сводящихся к биологическим, потребностей субъектов. Понятием “собственность” обозначаются объекты, независимо от формы существования, на которые в человеческом обществе распространяются отношения принадлежности, состоящие в ограничении или исключении возможности использования этих объектов для одних субъектов и предоставлении такой возможности для других.
Другие статьи:
Секты и национальная безопасность
Однажды мой друг, врач, слушая мои лекции, поправил меня, сказав, что в движении сперматозоидов существует закон массы, только поэтому удается достичь цели одному. Конечно, я знал это, но в лекциях всегда говорил, что из 500 000 000 (пять ...
Получение, накопление и обработка информации.
Первым и простейшим средством получения информации о явлениях реального мира служат ощущения, отражающие отдельные свойства и стороны этих явлений. Наши органы чувств в основном правильно отражают действительность и служат надежной осно ...
Три шага на встречу
В большинстве случаев эмоциональные состояния не являются настолько тяжелыми, чтобы была необходима чужая помощь. Можно самому помочь себе ориентироваться среди чувств-индикаторов нашей жизни. Существует
метод, который позволяет отойт ...
Разделы