Слово и человек в жизни

Психология » Слово и человек в жизни

Страница 5

В организме человека, как и у других организмов модель самого организма и образная модель окружающей среды формируются генетической программой и только уточняются с помощью сенсоров (органов чувств). Генетическим кодом, видимо, предусмотрена и возможность формирования знаковой модели в форме понятий. Однако эта модель у конкретного организма формируется в процессе обучения. Таким образом человек разумный формируется не биологически, а в процессе обучения. В этом процессе человек получает элементы знаковой описательной модели – понятия, сформированные, как итог жизни предыдущих поколений. Общество (в том числе и родители) превращает неразумное животное в человека разумного, обучая его сначала говорить, затем читать писать и т. д. Затем только некоторые в процессе своей жизни расширяют небиологическую модель – добавляют к ней новые знания в виде новых понятий или описания новых предметов или явлений. Именно эти некоторые остаются в памяти потомков – долговременной описательной модели. Можно сказать они создали все достижения человечества. Значительно большее число людей как бы не существовало для потомков.

Процесс жизнедеятельности выражается в виде характерных для каждого организма физиологических и поведенческих функций. Это функция самосохранения и связанные с ней функции:

- выделение самого организма и подобных себе организмов из окружающей среды и других организмов,

- выделение и охрана своего потомства,

- выделение и охрана части окружающего пространства и объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности,

- экспансия, агрессивность, подавление и подчинение сильным слабого.

Биологические функции возникли в процессе эволюции и являются основным ее инструментом, обеспечивающим изменение и совершенствование биологических видов – повышение достоверности отражения в генетическом коде и его реализациях особенностей окружающей среды. Они же являются основным инструментом естественного отбора – межвидовой и внутривидовой борьбы организмов. Результатом такой борьбы стало возникновение и исчезновение одних видов, развитие и увеличение численности других.

Большинство биологических функций свойственны для человека и для общностей людей различного уровня. Но каким образом изменились характеристики естественного отбора с возникновением и развитием знаковой модели на основе понятий? Очевидно, знаковая модель на базе понятий и ее физические реализации в эволюционной борьбе явилась главным оружием человека. Все другие биологические виды такого оружия не имеют. Это и обеспечило победу человека, как биологического вида. Соответственно определяющей элемент естественного отбора на Земле давно переместился из биологической в область знаковых моделей – небиологическую форму накопления информации (жизни). При этом двигающая естественный отбор противоречивость биологических функций живых организмов перешла, многократно усилившись, в область знаковых моделей на базе понятий. Сущностью естественного отбора стало соперничество моделей на базе понятий и их физических реализаций, связанных с конкретными биологическими носителями. Интенсивность и масштабы борьбы между общностями людей, экспансии одних и подавления других неизмеримо возросли. Степень могущества отдельных знаковых моделей и их реализаций, используемых в этой борьбе, настолько возросла, что использование их угрожает полным уничтожением всего живого. Возможность ослабить, а может быть исключить такую угрозу лежит на пути определения особенностей знаковых моделей на базе понятий, степени связи их с биологическими функциями отдельного человека и общностей людей, общей связи биологических моделей и моделей на базе понятий с той закономерностью, следствием которой является жизнь.

Как указывалось выше, небиологическая форма жизни – знаковые модели на базе понятий включили в себя и многократно усилили те особенности биологических функций, которые обеспечивают естественный отбор. Эти особенности стимулируют не биологические изменения носителя самой модели, а расширение масштабов и могущества самих знаковых моделей. Биологическая жизнь характерна разнообразием живых организмов. Небиологическая форма дала разнообразие по знаковому составу (языкам), различия людей по категориям общности – семья, город, народ, нация, профессия, религия и т. д. При этом противоречивость, свойственная для процесса развития постоянно возрастает, так как к противоречивости биологических функций добавляется растущая противоречивость, почти безграничные мощь и масштабы знаковых моделей. Если исходить из того, что жизнь является процессом, в котором проявляется физическая закономерность (свойства материи), важным представляется теоретически оценить не только факторы, ускоряющие или задерживающие развитие различных ее форм, но и определить характер этого процесса. Будет ли он поступательным, как было до возникновения человека, экспоненциальным, как он идет с зарождением цивилизации, или примет катастрофический характер. Однозначный ответ на этот вопрос мог бы дать анализ устойчивости жизни, как физического процесса, с помощью математических моделей. Однако пока таких моделей нет, доступным представляется лишь возможность в плане общих рассуждений рассматривать, в чем состоит противоречивость знаковых моделей на базе понятий, какие особенности их обеспечивают устойчивость процесса развития, а какие ее нарушают, соотношение тех и других.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие статьи:

Компоненты структуры личности
Краткое название подструктуры. К данной подструктуре относятся Соотношение биологического и социального Подструктура направленности Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы Социальный уровень (биологичес ...

Характеристики самоактуализирующихся людей
Самоактуализирующие люди представляют собой "цвет" человеческой расы, ее лучших представителей. Эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас. Ниже приведенные характеристики да ...

Этап развития речевого общения.
Основными событиями на этапе развития речевого общения являются: во-первых, изменение содержания общения и развитие соответствующих этому функций речи как средства общения; во-вторых, овладение произвольной регуляцией речевыми средствами. ...