Изучение характера взаимоотношений в семье.

Страница 3

небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не до­веряет ребенку и не уважает его.

2. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуаль­ные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, ста­рается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в об­щении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно счи­тать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребен­ком. Содержательно эта тенденция описывается так — родитель ощу­щает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятель­ности никогда.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направ­ление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо про­сматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безогово­рочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель присталь­но следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуаль­ными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стрем­ления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и соци­альную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по срав­нению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представ­ляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных вли­яний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспеш­ность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ре­бенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Анализ полученных результатов теста-опросника родителей (см. приложение 2) свидетельствуют о том, что:

1. В семье 01 по сумме параметров наиболее выраженным является IV параметр – авторитарная гиперсоциализация.

2. В семье 02 – V параметр «маленький неудачник», инфантилизация.

3. В семье 03 – V параметр «маленький неудачник», инфантилизация.

4. В семье 04 – III параметр, симбиоз.

5. В семье 05 - III параметр, симбиоз.

6. В семье 06 – II параметр, социальная желательность.

7. В семье 07 – IV параметр, гиперсоциализация.

8. В семье 08 - III параметр, симбиоз.

9. В семье 09 - V параметр «маленький неудачник», инфантилизация.

10. В семье 10 - IV параметр, гиперсоциализация.

Общий анализ:

· По I параметру – 0 семей.

· По II – 1 семья, 10%, 06

· По III – 3 семьи, 30%, 04, 05, 08

· По IV – 3 семьи, 30%, 01, 07, 10

· По V – 3 семьи, 30%, 02, 03, 09

Таким образом, в исследованных нами семьях родители в основном отсутствует позитивное, грамотное в воспитательном плане отношение к детям. Это –гиперсоциализация, инфантилизация.

Далее родителям было предложено заполнить опросник «Удовлетворенность браком» авторы — В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко.(35,с.509-512) , который позволяет в общих чертах по сумме полученных баллов оценить удовлетворенность браком у супругов (см. приложение 4):

1. полная неудовлетворенность – 0% семей

2. значительная неудовлетворенность – 0%

3. скорее неудовлетворенность, чем удов­летворенность– 10% (08)

4. частичная удовлетворенность– 20% (02,03)

5. скорее удовлетворенность, чем неудов­летворенность – 30% (01,05,07)

6. значительная удовлетворенность– 20% (09,10)

7. практически полная удовлетворенность - 20% (04,06).

Мы разделили обследованные семьи на 3 группы(для возможности сопоставить результаты с предыдущим исследованием):

I

группа - 0%

II

группа –50% -(семьи 01,02,03,05,07).

III

группа- 50% - ( 04,06, 08,09,10)

Сравнив результаты теста-опросника «Удовлетворенность

браком» и теста КРС мы сделали следующую таблицу, в которую ввели данные проведенных тестов.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Структурная интеграция (рольфинг)
Метод структурной интеграции (или “рольфинг”) разработала Ида Рольф. Он является прямым физическим вмешательством, ис­пользуемым для психологической моди­фикации личности, но основан на психотерапевтических взглядах Райха. По мнению Роль ...

Отношение к смерти в различных религиях мира.
С точки зрения буддизма… Около трупа монаха Годгики вилось темное облачко. Когда ученики спросили Будду, что оно значит, он ответил: "Это злой Мара ищет познания [сознания] благородного Годгики . но благородный Годгика вошел в нирва ...

Комплексное аудиолингвовизуальное сообщение
Изображение как знаковая система первична по отношению к символическим знакам, в том числе и к написанному слову[39]. Первоначально знак, обозначающий определенный предмет, представлял собой всего лишь изображение этого предмета. В процес ...