Операции мышления

Речь и мышление » Операции мышления

Страница 1

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрак­ции, обобщения и конкретизации.

Сравнение.

Сравнение — это сопоставление предметов и явле­ний с целью найти сходство и различие между ними. К Д. Ушин-ский считал операцию сравнения основой понимания. Он считал, что мы познаем любой предмет, только приравнивая его к чему-то и отличая от чего-то.

В учебной деятельности школьника сравнение играет очень важную роль. Сравнивая, например, прилагательное и глагол, операции умножения и деления, кислород и водород, треугольник и прямоугольник, лес, степь и пустыню, рабовладельческий и феодальный строй, школьник глубже познает особенности дан­ных предметов или явлений.

Успешное сравнение предметов и явлений возможно тогда, когда оно целенаправленно, т. е. происходит с определенной точки зрения, ради ответа на какой-то вопрос. Оно может быть направлено или на установление сходства предметов, или на установление различия, или на то и другое одновременно. Так, если изучают домашних животных, сравнивая их с точки зре­ния пользы для человека, сравнение может быть направлено на установление сходных признаков между ними. Если изучают строение и происхождение домашних животных, в ходе изучения могут устанавливать определенные различия между ними.

Исследования показали, что младшие школьники более успешно будут находить сходство между предметами, если при сравнении давать дополнительный предмет, отличный от срав­ниваемых. Ученики сравнивают изображения домашних живот­ных — коровы и овцы и сходных признаков усматривают не так много. Если же продемонстрировать три картинки — корову, овцу к собаку, то учащиеся находят гораздо больше сходных призна­ков у коровы н овцы.

Анализ и синтез.

Анализ — это мысленное расчленение пред­мета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в един­стве друг с другом в процессе познания: анализируем мы всегда то, что синтетически целое, а синтезируем то, что аналитически расчленено.

Анализ и синтез — важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают полное и всестороннее знание действитель­ности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опи­раясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспе­чивает знание объекта в целом. Овладевая чтением, ребенок под руководством учителя осуществляет анализ (в предложении вы­деляет слова, в словах — слоги и звуки) и синтез (из звуков и букв составляет слоги, из слогов — слова, из слов — предло­жения). Для понимания особенностей какого-либо растения уче­ник мысленно выделяет и рассматривает его отдельные части:

корень, стебель, листья, цветы (анализирует), а потом представ­ляет растение в целом (синтезирует). Для запоминания определенного текста ученик выделяет в нем отдельные части, смысло­вые куски (анализирует) и пытается понять, как они логически связаны в единое целое (синтезирует). Изучая в школьной мастерской новый для него станок, школьник пытается выделить его отдельные' части и понять их назначение, на основе чего он представляет взаимодействие частей и понимает принцип работы станка в целом.

Всякий анализ начинается с предварительного общего озна­комления с предметом или явлением и затем переходит в более глубокое и детальное анализирование. Процессы анализа и син­теза часто возникают вначале в практическом действии. Чтобы разобрать или собрать в уме мотор, необходимо научиться разби­рать и собирать его на практике.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Сопоставление особенностей психологической и морфологической конституции
Наиболее ранним и традиционным аспектом конституциональных психологических исследований является сопоставление особенностей психологической и морфологической конституции. Обычно используются индивидуально-типологические характеристики не ...

Направления в семейной психотерапии
Кратко расскажу о направлениях и школах зарубежной семейной психотерапии. 1. Школа Пало Алто Джей Хейли, представитель школы Пало Алто, стал автором метода “проблеморешающей терапии”. Многие методики им были позаимствованы у Милтона Эри ...

Некоторые пути разрешения конфликтов.
М.К. Тутушкина и М.Ю.Ронгинский [3] предлагают руководителям следующий алгоритм разрешения конфликтов: 1. Локализация ситуации, т.е. принятие мер к ограничения числа свидетелей и мнений "замораживанию" конфликта, уменьшению э ...