Возникновение психологии как науки

Психология » Учение о физиологии » Возникновение психологии как науки

Страница 1

Новому классу- буржуазии- наука была нужна как для развития производительных сил, так и для идеологической борьбы с классом феодалов и поддерживающей их церковью. В этот период в Европе стали раздаваться смелые голоса, критиковавшие церковные догматы и связанные с ними представления о независимости души и тела. Так, например, Пьетро Помпонацци(1462-1525), развивая материалистические идеи считал, что мышление и материя неразрывно связаны, поэтому душа человека умирает вместе с телом, и что материальный мир, действуя на органы чувств, вызывает у человека определённые ощущения. Другой выдающийся представитель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи среди многосторонних интересов к искусству, науке и технике уделял большое внимание анатомии и физиодогии, в результате чего высказал материалистические мысли о чувственности человека, отражающей предметы объективного мира.

Зарождение психологии как самостоятельной науки связывают, обычно, с именем французкого философа Рене Декарта (1596-1650) и с его борьбой против средневековой сховастики. Центральное место в философии Декарта занимал вопрос о критерии достоверности знаний. Его не устраивали ссылки на авторитет Аристотеля или на авторитет отцов церкви. Всякое познание, согласно Декарту, должно начинаться с сомнения. Есть только одна вещь, в которой нельзя сомневаться,- это реальность своего сознания. «Cogito ergo sum»-« Я мыслю, следовательно, я существую.»- так формулировл Декарт своё кредо. И хотя система, которую он издал и которая получила название- дуализм, была во многом наивна, интерес Декарта к проблемам сознания и мышления значительно способствовал систематизации знаний в этой области, приведшей к обособлению психологии как самостоятельной дисциплины.

Наидольшую роль в развитии материалистического отношения к функции мозга сыграло также представление Декарта о рефлекторном механизме взаимоотношения организма и среды. Однако его взгляды, в силу ограниченности научных знаний того времени, носили вульгарно-материалистический характер. Организм животного он уподоблял несложным машинам (часам, кузнечному меху и т.д.) и полагал, что в результате действия « внешнего предмета» на органы чувств, «нити», идущие в нервных стволах к мозгу, натягиваются. Это приводит к открыванию клапанов, расположенных на внутренней поверхности мозга. Животные духи, находящиеся в полсти мозга, таким образом получают возможность проникнуть в выходящие из мозга нервы и течь по ним к мышцам, раздувая их, вследствие чего и осуществляется движение.

Декарт понимал, что этим механизмом трудно объяснить поведение человека, поэтому в соответствии со своей дуалистической философией он подчинил его высшему разуму, бесмертной душе. Очевидно, из-за ссылок на бога, о «могуществе» и «благости» которого свидетельствуют слаженные взаимоотношения «духа» и ощущения, католическая церковь сразу не разобралась в существе его научных взглядов. Это произошло лишь через 13 лет после смерти Декарта, в результате чего список его сочинений был включён в «Индекс запретных книг».

Психология 18-19 иначала 20-го веков.

Матеориалистические идеи Р. Декарта оказали существенное влияние на развитие взглядов французких материалистов 18 века. Так, философ и врач Ж. О. Де Ламерти (1709-1751) воспринял от Декарта его механистическую теорию человеческого тела. Характерны названия трудов, в которых он изложил свои взгляды: «Естественная история души»(1745), и «Человек-машина» (1747). Ламерти считал, что между умом чловека и животных существует лишь количественное различие и что поведение животного есть результат отражения внешних условий на «мозговом экране». Поэтому он становился сторонником детерминистской философии, согласно которой мышление есть проявление деятельностии нервной системы. Эти материалистические воззрения были причиной гонений, которым Ламетри подвергался со сторны духовенства.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Система взглядов и убеждений . Требования к учителю
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. По замечанию одного исследователя, поскольку любой хороший учитель должен быть образцом педагогических добродет ...

Возможные механизмы телепатической связи
Вопросы информационного взаимодействия биологиче­ских систем рассматриваются с разных позиций в работах многих оте­чественных ученых (378,410,461,479, 491-495, 497). Наиболее обстоятельные теоретико-экспериментальные исследова­ния были в ...

Ролевой конфликт
Актуальность исследования ролевого конфликта работающей женщины обусловлена рядом причин, теоретического и практического характера. Профессиональная деятельность, способствуя реализации творческого личностного потенциала, развитию ощущен ...