Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения и цвета отдельных его элементов. Известно, что цвет отражает различные эмоции человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Поэтому при анализе рисунка важно расспросить пациента, какое впечатление производит на него рисунок в целом и отдельные его части, нравится ли ему тот или иной цвет и т. д.
Символика цвета определяется одновременно множеством факторов – как наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас. Причем особое внимание следует уделить событиям последних двух дней. Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования – принцип амбивалентности – предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений (Таблица 2). Именно поэтому при анализе символики цвета мы попытаемся выделить два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что поможет сделать затем необходимые диагностические выводы.
Интерпретация цветов в Символдраме
.
Таблица 2.
цвет |
Положительные характеристики |
Отрицательные характеристики |
красный |
любовь, страсть эротическое начало вдохновение |
агрессия ненависть опасность |
синий |
разум дисциплина порядок, верность |
безумие иррациональность |
желтый |
открытость активность свобода, слава, сила |
ревность, зависть жадность, лживость мания, бред |
оранжевый |
Зрелость личности радость энергия, сила |
вытесняет другие цвета страсть борьбы и войны |
зеленый |
Витальное начало рост надежда |
яд болезнь незрелость |
фиолетовый |
равновесие мистика, колдов. чары сокровенное знание покаяние |
внутреннее беспокойство тревога, отречение меланхолия |
коричневый |
материнство плодородие земля |
грязь гной кал |
черный |
достоинство торжественность |
смерть траур грех |
белый |
чистота гармония |
привидение траур |
серый |
неясность туман депрессия |
Другие статьи:
Практическая отработка методик коррекционного обучения
Работа проводилась институтом коррекционной
педагогики РАО г.Москва, М.Ю. Ведениной, в 1997г.
1.
Краткая характеристика Лены 3 года 9 мес.
Лена страдает ранним детским аутизмом. Речь отсутствует, инструкции не выполняет. Преобладает ...
Рекомендации по работе психологической службы ВУЗа в целях формирования
устойчивой положительной мотивации к обучению у студента
Главная задача психологической службы в ВУЗе - помочь студентам как можно быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и учебы в ВУЗе; разумно преодолеть возникшие психоэмоциональные, интеллектуальные и физические перегрузки.
Мотивацион ...
Причины, особенности развития и свойства конфликта.
Определим конфликт следующим образом:
Конфликт-это понимание, воображение или опасение хотя бы одной стороной того, что ее интересы нарушает, ущемляет и игнорирует другая сторона или стороны. Стороны при этом готовы бороться за захват, ...
Разделы