"Сверх-Я" не является, однако, простым осадком от первых выборов объекта, совершаемых "Оно", ему присуще также значение энергичного реактивного образования по отношению к ним. Его отношение к "Я" не исчерпывается требованием ²ты должен быть таким же (как отец)², оно выражает запрет:²таким (как отец) ты не смеешь быть, т.е. не смеешь делать все то, что делает отец.²[4]
В дальнейшем ходе развития роль отца переходит к учителям и авторитетам, их заповеди и запреты сохраняют свою силу в и Я-идеал, осуществляя в качестве совести
моральную цензуру. Несогласие между требованиями "Оно" и действиями "Я" ощущается как чувство вины.
Итак, Я-идеал является наследником Эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений "Оно" и самых важных судеб его либидо. Вставив этот идеал, "Я" сумело овладеть Эдиповым комплексом и одновременно подчиниться "Оно". В то время как "Я" является преимущественно представителем внешнего мира, реальности, "сверх-Я" выступает навстречу ему как поверенный внутреннего мира, или "Оно". И мы теперь подготовлены к тому, что конфликты между "Я" и Я-идеалом в конечном счете отразят противоречия реального и психического, внешнего и внутреннего миров.
«Сверх-Я» формируется в процессе социализации - компонент, представленный в личности теми требованиями социума, которые делают возможной совместную жизнь людей, движимых «Оно». Содержание «Сверх-Я» - законы, традиции, нормативы, запреты и т.д., все, что составляет моральные стандарты, принятые в данном обществе. Чем цивилизованнее общество и чем выше образовательный для представителей определенной его прослойки, тем мощнее срывающее инстинкты давление «Сверх-Я». Нужен компонент в структуре личности, который примирял бы «Сверх-Я» и «Оно», выбирая такой способ поведения, который по мере возможности не нарушал бы моральных требований и не перекрывал бы полностью энергетический «источник» «Оно». Такой компонент назван Фрейдом «Я». «Я» представляет собой центр личности, раздираемый извечным конфликтом и терпящий постоянное невыносимое напряжение.
Если интенсивность потребности велика, а условия ее удовлетворения отсутствуют, поведение человека регулируется «Я» с помощью механизмов защиты. Во фрейдовской концепции люди отличают друг от друга тем, какой способ защиты (выхода из конфликта) характерен для их «Я». Причем механизмы защиты служат не достижению какой-либо внешней по отношению к человеку цели, а только лишь способствуют снятию мучительного напряжения и обретению душевного равновесия.
Примечательно, что за порогом сознания фрейдовской личности оказалось не только «Оно», но и собственно «Я», ускользающее от рефлексии.
Согласно концепции Фрейда, невозможно такое сосуществование личности и общества, которое не порождало бы с неизбежностью конфликта. Все дело в том, что выход из конфликта поможет быть невротическим или нормальным. Если человек относится к такому слою общества, в котором «сверх-Я» не является слишком «громоздким», невроз менее вероятен и человек находит более простые способы удовлетворения влечений в меру меньшего количества усвоенных норм и запретов. Образование, «наращивающее» «Сверх-Я» и не ориентирующее личность на творческую деятельность – губительно. В любом случае нормальная или с отклонениями ми функционирующая энергетика человека - продукт его социализации в конкретном обществе.
Другие статьи:
Психофизиологические и психологические аспекты конституции
Исследование по и психологических параметров конституциональных типов концентрируется в основном вокруг топологических показателей нервной системы и признаков темперамента. В значительно меньшей степени затрагивается сфера интеллекта, хо ...
Метод Александера
Франц Матиас Александер был австралийским актером. Он страдал повторяющейся потерей голоса, для которой не было органических причин. Посредством длительного самонаблюдения он обнаружил, что потери голоса были связаны с давящим движением г ...
Рекомендации по работе психологической службы ВУЗа в целях формирования
устойчивой положительной мотивации к обучению у студента
Главная задача психологической службы в ВУЗе - помочь студентам как можно быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и учебы в ВУЗе; разумно преодолеть возникшие психоэмоциональные, интеллектуальные и физические перегрузки.
Мотивацион ...
Разделы