Цели и структура взаимодействия

Страница 1

Взаимодействие

- процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь (Психология. Словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского).

Это определение взаимодействия необходимо дополнить некоторыми существенными характеристиками:

1. Взаимодействие осуществляется на вербальном и невербальном уровне.

Вербальными средствами, т.е. словами, речью, мы передаем мысли, делимся наблюдениями, отдаем распоряжения и т.д. То же самое можно делать и с помощью невербальных средств - жестов, мимики, поз, интонации голоса, взгляда. Невербальные средства чрезвычайно многообразны, и часто имеют решающее значение осуществлении взаимодействия. Можно привести следующую классификацию типов невербальной коммуникации

:

1. Кинестетические - связанные с движениями тела

*Положение тела в пространстве

*Поза

*Жесты

*Мимика

2. Голосовые

*ударение

*выделение слов

*тон

*тембр

*громкость

*паралингвистические (восклицания, вздохи и т.п.)

3. Прикосновения

*какой и к какой части тела

*как долго длится контакт

*есть ли ответное движение

*присутствует ли кто-нибудь еще

*какие уже сложились взаимоотношения

4. Одежда

*обозначает социальный статус

*обеспечивает идентификацию с социальной группой

*является украшением и средством сексуальной привлекательности

5. Дистанция

*интимная

*межличностная

*социальная

*публичная

6. Территория

*своя

*чужая

2. Во взаимодействии поведение универсально

В ситуации взаимодействия поведение не может быть лишено универсальности. Даже если нам кажется, что мы “ничего не делаем”, у партнера создается впечатление о нашем состоянии, мыслях, возможных будущих поступках. Прочитывание происходит на невербальном уровне и возникает еще до того, как произнесено первое слово. Э. Берн указывал, что взаимодействие возникает в тот момент, когда человек осознает, что не находится в одиночестве.

3. Ответственность за качество взаимодействия распределяется обоюдно.

Восприятие мыслей и состояния человека нельзя абсолютизировать. Его поведение зависит от того, каким он сам видит себя в той или иной ситуации. Оценка не всегда совпадает с образоя-Я другого человека Неприятие этого факта приводит к обострению взаимоотношений тогда, когда кто-либо отказывает партнеру в праве видеть ситуацию своими глазами, навязывает ему свое мнение. Для любого человека естественно создавать собственный образ партнера и ситуации. Поэтому взаимодействие может быть эффективным только в условиях равенства и взаимного уважения, а ответственность за создание атмосферы доверия во взаимоотношениях лежит на всех партнерах и распределяется поровну.

Определение взаимодействия требует так же уточнения его структуры и целей

.

1. Структура взаимодействия

Наше взаимодействие с людьми можно рассматривать как процесс, со своими строгими правилами последовательности действий. Действительно, мы не задумываясь принимаем позу или выражение лица отличное от тех, которые имели бы в одиночестве, стоит другим людям нарушить его. При встрече с незнакомым человеком мы автоматически выбираем дистанцию большую, чем та, на которой мы бы общались с приятелем. Если эта дистанция непреднамеренно уменьшается, мы приносим извинения с помощью давно устоявшихся словесных штампов. Для тренировки сами попробуйте нарушить ритуальный порядок взаимодействия, а если боитесь, попробуйте вообразить себе такого человека.

Еще один пример - разговор. Здесь неизбежно присутствует ряд этапов, без которых взаимодействие немыслимо. Во-первых, это установление контакта. Нами используется набор невербальных и вербальных сигналов для того, чтобы сообщить друг другу о готовности вступить в контакт. Вновь представьте ситуацию, в которой говорящий или слушающий недостаточно подготовлены к тому, что они делают. Не меньшее искусство - окончание разговора, выход из контакта. Нарушение фиксированного порядка действий вызывает здесь массу неловкостей. Опять не обойтись без набора сигналов, дающих обеим сторонам информацию о том, что разговор подошел к концу. При этом, это - общепринятые сигналы, понятные как заклинание.

Поэтому мы можем говорить о структуре взаимодействия. Есть смысл выделить в ней два компонента: эксплицитный (внешний) и имплицитный (внутренний).

Первый составляет этикет. Второй относится к психологической стороне взаимодействия. Дело в том, что вступая во взаимодействие, мы удовлетворяем целый ряд потребностей, связанных с поддержанием психического равновесия. Есть потребности, которые мы можем удовлетворить только вместе и посредством других людей. Чаще всего эти потребности кажутся нам настолько естественными, что не осознаются, принимаются как нечто составляющее фон, задний план сцены. Тем не менее, они сущетсвуют и требуют расхода психической энергии. Ритуальный характер взаимодействия позволяет экономить силы, не изобретая каждый раз средства для налаживания оптимальных отношений.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Заключение.
Все вышесказанное лишний раз подчеркивает молодость психологии как отдельной науки и ее составных частей психологической диагностики и дефектологии. Но тем не менее на лицо прогрессивное развитие ее в настоящее время. Мы должны отчетливо ...

Сознание и язык. Естественные и искусственные языки.
Выше мы уже показали, что язык формировался и развивался в тесной связи с развитием труда и общества. При этом одной из предпосылок его возникновения на биологическом уровне явились существующие уже у высших животных системы звуковой сигн ...

После рождения.
У новорожденного есть полный набор автоматических реакций так называемых безусловных рефлексов (защитный рефлекс, рефлекс ползания, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинзона). Существуют также совершенно необходимые для жизни рефлексы: ...