Залог успешной учебы

Страница 1

Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необыч­ный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт. Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школь­ного обучения — это написание сочинений по ли­тературе. Общеизвестно и то, что школьники, отли­чающиеся богатством воображения, пишут их легче и лучше. Однако нередко именно эти дети отличаются неплохими результатами и по другим предметам. Влияние хорошо развитого воображения на эти успехи не так заметно на первый взгляд. Вместе с тем психологические исследования убедительно доказыва­ют, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность Ребенка, особенно в подростковом возрасте. В частности, именно такой точки зрения придерживался Л. С. Выготский.

Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

— построение образа конечного результата его дея­тельности;

— создание программы поведения в ситуации неоп­ределенности;

— создании образов, заменяющих деятельность;

— создание образов описываемых объектов. Все эти функции невозможно выполнить без активизации, наряду с воображением, мышления и памяти. Отечественный психолог В. Н. Брушлинский счи­тал, что воображение — одна из форм мышления. Развитие воображения проходит две фазы и очень тесно связано с развитием рассудочной деятель­ности. Эту связь отражает так называемая «кривая Рибо». Первый период развития воображения ил­люстрирует кривая I—М, а рассудочную деятель­ность R—X. Этот период приблизительно охваты­вает первые 15 лет жизни человека. Затем рас­судочная деятельность сохраняет свое прогрессивное развитие (кривая Х—О), а воображение, в боль­шинстве случаев, характеризуется падением ин­тенсивности (кривая М—Н). Чем меньше падение кривой М—Н, тем большие способности проявляет человек. Когда же кривая воображения сохраняет стабильность или свое прогрессивное направление (М—N), то мы говорим об одаренности или ге­ниальности.

Воображение и фантазия присущи каждому чело­веку, но люди различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости.

Затухание функции воображения с возрастом — отрицательный момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из суще­ственных приемов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним психических функций, обслужива­ющих учебную деятельность, являются игры и задачи «открытого типа», т. е. имеющие не единственное верное решение. Не менее важна тренировка умения связывать абстрактные или образные, в переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями. Ниже мы предлагаем ряд заданий, по­зволяющих вам потренировать у своего ребенка про­цесс воображения в комплексе с мышлением.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Проявления таланта в аффективно-эмоциональной сфере
Возвращаясь к вопросу об аффективной разрядке, как об одном из путей реализации творческого потенциала, следует отметить, что речь идёт прежде всего о эмоциональном проявлении. Любой человек как субъект деятельности, который познаёт и из ...

Динамика внешности – жесты, стиль, мимика
Психолог Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвислл прове ...

Запечатление, сохранение и переработка информации.
Среди явлений, характерных для следующего этапа прохожде­ния информации, главная роль принадлежит памяти свидетеля, его способности удерживать в сознании воспринятый материал. Уже при переходе воспринятого образа в представление он подвер ...