Снятие тревожности осуществлялось путем комплексного применения целого ряда приемов, упражнений, однако центральную роль исследователи отводят двум методам. Во-первых, методу последовательной десенсибилизации, широко применяемому в работе с тревожным детьми и взрослыми[30]. Суть его состоит в том, что ребенку последовательно предъявляют стимулы или помещают его в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх - начиная с тех, которые могут лишь немного его волновать, и кончая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг. У взрослых это осуществляется на фоне релаксации. Поскольку последняя для маленьких детей трудна, то у них заменяют ее сосанием конфеты. Применялся метод десенсибилизации в форме, использованной А.В. Захаровым. В основе этого варианта метода десенсибилизации изменение самого построения ситуации таким образом, чтобы ребенок каждый раз испытывал лишь небольшое волнение. Применение данного метода осуществлялось в форме обучения одному из учебных предметов, причем эти занятия по ходу работы группы все более приобретали черты реального школьного урока.
Во-вторых, применялся прием "отреагирования" страха, тревоги, напряжения, широко используемый в практике работы с детьми, имеющими эмоциональные трудности[30]. Это осуществлялось с помощью игры-драматизации "в очень страшную, страшилищную школу", где сначала с помощью кукол-петрушек, а затем без них, в форме театральных этюдов дети изображали пугающие их ситуации школьной жизни, причем все "пугающие" моменты должны были быть, доведены до крайней степени ("так, чтобы зрителям было очень страшно"). Кроме того, применялись приемы "рисование страхов", "рассказы о страхах", причем акцентировалась школьная тематика. В ходе этой работы всячески поощрялись попытки юмористического, карикатурного изображения ситуаций.
Следующий важный момент, который, надо было учитывать в работе с группой, - это особое, специфическое отношение тревожных детей к успеху, неуспеху, оценке и результату. Как известно, такие дети чрезвычайно чувствительны к результатам собственной деятельности, болезненно боятся, и избегают неуспеха. Одновременно им очень трудно самим оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно или неправильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.
Такое особое отношение к успеху и неуспеху, с одной стороны, повышает травматическую вероятность неудач, причем неудач, которые, как отмечалось, дети с высокой школьной тревожностью объясняют в основном собственной неполноценностью, отсутствием способностей. С другой, - оно делает ребенка чрезвычайно зависимым от взрослого, гипертрофирует фигуру взрослого, учителя, в его глазах. Это отражается, как было показано выше, и на мотивации учения, в основе которой лежит стремление "делать все так, как говорит учитель, ради его похвалы".
По мнению исследователей, указанные особенности именно у учащихся начальных классов оказывают сильное отрицательное влияние на формирование личности.
В заключений остановимся кратко на проблеме эффективности коррекции, ее независимой оценки. Эта проблема является достаточно острой и широко обсуждается в литературе. При этом указывается, что представление о снятии симптоматики (в нашем случае высокой тревожности) как показателе эффективности является неадекватным, поскольку, с одной стороны, такое исчезновение симптома может быть кратковременным, тем более, что обстоятельства жизни ребенка, взрослого обычно не меняются. С другой стороны, известно, что наиболее яркие, заметные сдвиги, изменения отмечаются обычно через 6-7 месяцев после завершения психокоррекционной работы[30] и др. Поэтому вопрос о том, каковы критерии эффективности при различных вариантах коррекции, какими способами она может выявляться и, главное, какова, степень надежности произошедших сдвигов, до настоящего времени остается открытым.
Другие статьи:
Функции зрительного ряда
По меткому выражению Р. Копыловой, изображение представляет собой «фундамент зрительного образа»[10].
А. Монтегю объясняет это обстоятельство тем, что «изображение более содержательно, оно дает более непосредственное впечатление, чем зву ...
К вопросу об исторических традициях
Русская свадьба
"Нивы сжаты, рощи голы" .
Убран последний урожай и наступила пора свадеб.
Спроси любую замужнюю женщину, какой для нее самый яркий, памятный день в ее жизни. И ответ будет почти однозначен: "Свадьба!" ...
Организация и проведение исследования.
Описание выборки
.
Наше исследование проводилось в течение полугода. За это время нами было опрошено 150 человек в возрасте от 8 до 76 лет. Все опрошенные являются жителями города Баку.Из них 79 человек женского пола (53%), и 71 ( 47% ) ...
Разделы