Развитие дошкольника

Страница 1

В период от 3-х до 6—7 лет у ребенка продолжается быстрое раз­витие мышления, формируются представления об окружающем мире, понимание самого себя и своего места в жизни, складывается самооценка. Основная его деятельность — игра. Постепенно фор­мируются новые мотивы игры: исполнение роли в воображаемой ситуации. Образцом главной роли служит взрослый. Если вчера это чаще всего были мать, отец, воспитатели, то сегодня под влиянием разрушающего детскую психику телевидения кумирами нередко ста­новятся гангстеры, грабители, боевики, насильники, террористы. Прямо в жизнь дети переносят все, что видят на экране. Подтвер­ждается положение о решающей роли условий жизни и воспитания в психическом и социальном развитии ребенка.

Природные свойства, задатки выступают лишь условиями, а не движущими силами развития ребенка. Как формируется ребенок, каким он растет — зависит от окружающих его людей, от того, как они его воспитывают. Дошкольное детство — это возрастной пери­од, когда процессы развития во всех направлениях идут очень ин­тенсивно. Созревание мозга еще не завершилось, функциональные особенности его еще не сложились, работа его еще ограничена. До­школьник очень пластичен, легко поддается обучению. Возможно­сти его значительно выше, чем предполагают родители и педагоги. Эти особенности нужно в полной мере использовать в воспитании. Необходимо позаботиться, чтобы оно имело всесторонний и гармо­нический характер. Только органично связывая нравственное вос­питание с физическим, трудовое с эмоциональным, умственное с эс­тетическим, можно достичь равномерного и согласованного разви­тия всех качеств.

Способности дошкольника проявляются в точности, чувстви­тельности восприятия, умении вычленять наиболее характерный свойства предметов, разбираться в сложных ситуациях, уверенном использовании в речи логико-грамматических конструкций, наблю­дательности, смекалке. К 6 годам развиваются и специальные спо­собности, например музыкальные.

Мышление ребенка связано с его знаниями — чем больше знает ребенок, тем больше у него запас представлений для возникнове­ния новых мыслей. Но, приобретая все новые и новые знания, ребе­нок не только уточняет свои прежние представления — он попадает в круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Это создает определен­ные «барьеры» для нарастающего развития познавательного про­цесса. Он вынужден «тормозить» перед непонятным. Мышление сдерживается возрастом и остается «детским». Конечно, различны­ми хитроумными способами можно несколько форсировать этот процесс. Но, как показал опыт обучения шестилетних детей, вряд ли нужно к этому стремиться.

Ребенок дошкольного возраста очень любознателен, задает мно­го вопросов, требуя немедленного ответа. В этом возрасте он про­должает быть неутомимым исследователем. Многие педагоги пола­гают, что нужно идти за ребенком, удовлетворяя его любопытство и обучая тому, к чему он сам проявляет интерес, о чем спрашивает.

В этом возрасте происходит наиболее продуктивное развитие речи. Увеличивается словарный запас (до 4000 слов), происходит развитие смысловой стороны речи. К 5—6 годам большинство де­тей овладевает правильным звукопроизношением.

Постепенно меняется характер взаимоотношений детей со взрос­лыми. Продолжается формирование социальных норм и трудовых навыков. Некоторые из них, например убирать за собой, умываться, чистить зубы и т. п., дети пронесут через всю жизнь. Если же упу­щен период, когда эти качества интенсивно формируются, то навер­стать упущенное будет нелегко.

Ребенок этого возраста легко перевозбуждается. Ежедневный просмотр даже коротких телевизионных передач вреден для его здо­ровья. Нередко уже двухлетний малыш сидит с родителями по часу и более у телевизора. Он еще не в состоянии осмыслить того, что слышит и видит. Для его нервной системы это сверхсильные раз­дражители, утомляющие слух, зрение. Только с трех-четырехлет­него возраста можно разрешать ребенку смотреть детскую передачу в течение 15—20 минут 1—3 раза в неделю. Если перевозбуждение нервной системы случается часто и длится долго, то уже к школе ребенок страдает нервными заболеваниями. По некоторым оценкам, лишь четверть детей приходят в школу здоровыми. И виной тому все тот же злополучный телевизор, который лишает ребенка нор­мального физического развития, утомляет без всякой пользы его нервную систему, засоряет детскую голову ненужной информацией. Родители пока очень легкомысленно относятся к советам педаго­гов и врачей.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Эффекты стресса на рабочем месте
Имеются данные [2, 4, 9], что стресс далеко не всегда оказывает вредное воздействие на работников и их производственную деятельность. На самом деле, слишком низкий уровень стресса может привести даже к снижению производительности. Отмечае ...

Структурная интеграция (рольфинг)
Метод структурной интеграции (или “рольфинг”) разработала Ида Рольф. Он является прямым физическим вмешательством, ис­пользуемым для психологической моди­фикации личности, но основан на психотерапевтических взглядах Райха. По мнению Роль ...

Особенности эмоционально – волевой сферы у детей школьного возраста с дебильностью
Известно, что личность человека формируется в процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. Взаимодействие ребёнка – олигофрена со средой существенно изменено в силу неполноценности психической деятельности, поэтому в формиро ...