Выявление эго-состояний в групповой терапии ТА, анализ взаимодействий, анализ игр

Психология » Трансактный анализ » Выявление эго-состояний в групповой терапии ТА, анализ взаимодействий, анализ игр

Страница 3

Как видно из предыдущего примера, поведение людей не всегда соответствует их общественному положению. На социальном уровне начальник остается начальником, но психологически он может быть маленьким мальчиком или партнером в игре. Взаимодействия могут принимать еще более сложный и скрытый характер, чем в предыдущем примере, и многие из нас могут припомнить ситуации, в которых человек ведет разговор на одном уровне и одновременно - скрытое взаимодействие на другом, например:

Социальный уровень:

Продавец: "Эта вещь хорошая, но будет для вас слишком дорога!"

Покупатель: "Это именно то, что мне нужно!"

Психологический уровень:

Продавец: "У тебя денег не хватит на такую вещь"!

Покупатель: "Вот ее-то я и возьму!"

Продавец

Покупатель

Такие скрытые взаимодействие на двойном уровне порождают игры. Играм всегда присуще игнорирование на психологическом уровне. На социальном уровне игроки воспринимают игру как обмен интенсивными поглаживаниями. Игры занимают большую часть в структурировании времени. Игры обычно являются ближайшим бессознательным, а когда осознаются, то разрушаются. Игры всегда нечестны, они включают в себя взаимодействия, содержащие слабинку, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение.

Наиболее хорошо игры распознаются в психотерапевтических ситуациях, при индивидуальной и особенно групповой психотерапии. Руководитель группы помогает распознать игру и прекратить ее, отмечая при этом психологическую или социальную пользу данной игры для всех членов группы.

Рассмотрим одну из известных игр, разыгранных в терапевтической группе под названием "Почему бы вам не?…" - "Да, но…"

Иван: Не знаю, как мне окончить вовремя контрольную за этот семестр?

Маша: Почему бы тебе не начать ее сегодня же вечером?

Иван: Да, но я не спал вчера всю ночь.

Маша: Почему бы тебе не начать тогда завтра?

Иван: Да, но мне надо идти в химическую лабораторию.

Маша: Почему бы тебе не выполнить ее в конце недели?

Иван: Да, но я должен навестить семью.

Маша: Почему бы тебе не попросить у преподавателя отсрочки?

Иван: Да, но он сказал уже: "Исключений не будет."

Обычно игра завершается молчанием, когда все участники сдаются Иван выигрывает.

Он делает запрос как Взрослый, но отбрасывает все предложения, подобно маленькому мальчику.

Его Ребенок вводил в заблуждение Родителей, других членов группы, вынуждая их на скрытом психологическом уровне уделять ему внимание. В этом и состоял его выигрыш. Терапевт показал, как прекратить игру и нейтрализовать его Ребенка. Для этого не нужно давать советов и не становиться на позицию Родителя. Тогда беседа будет протекать следующим образом:

Иван: Не знаю, как мне окончить вовремя контрольную за этот семестр?

Маша: Да,. Это проблема сложная. И что же ты собираешься предпринять?

Иван: Не знаю, я ведь не спал вчера всю ночь.

Маша: Да, это очень плохо!

Иван: Что ты мне посоветуешь?

Маша: Ума не приложу!

Поскольку игры основываются на решениях раннего детства, от них можно отучить, и клиент может принять другое решение. Можно либо полностью отказаться от игры, либо заменить ее другой игрой, менее вредной.

Когда на следующем сеансе Иван попытался заново начать "Почему бы Вам не?…" - "Да, но…", психотерапевт удивил его своей реакцией.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Квадры
Две дуальные пары, связанные отношениями активации и зеркальности составляют квадру. Квадра — это соционическая группа, в которой осуществляется полная кооперация, взаимопомощь, поддержка, психофизиологическое регулиро­вание, психологиче ...

Вторая сигнальная система.
Поведение животных и человека настолько сильно отличается, что у человека должны существовать дополнитель­ные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенности его поведения. Для различения высшей нервной деятельности живо ...

Соотношение мышления и речи
На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые ее решения были самыми разными — от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их ...