Исследование фрустрационной толерантности здоровых подростков и подростков-инвалидов

Психология » Самосознание подростков с ограниченными возможностями » Исследование фрустрационной толерантности здоровых подростков и подростков-инвалидов

Страница 1

Интерпритация теста фрустрационной толерантности Розенцвенга сводилась к выявлению среднего значения коэффициента социальной адаптации (GCR), которое у подростков с ограниченными возможностями составило38,7% и достоверно отличается (р«0,2) от такого у здоровых подростков (36,6%). Если сравнить этот показатель среди мальчиков и девочек, то его среднее значение у мальчиков (46,3%) экспериментальной группы будет несколько выше (р»0,4), чем у мальчиков (36,8%) из контрольной группы, такое же достоверное отличие (р«0,4) среднего значения коэффициента социальной адаптации (GCR) характерно и для девочек-инвалидов (39,9%) и здоровых девочек (36,5%).

Низкое значение коэффициента GCR (до 35,7%) выявлено у 47,6 испытуемых из экспериментальной группы и у 51,7% испытуемых из контрольной группы. Для этих подростков характерны конфликты (разного

48

типа) с окружающими людьми, они не достаточно адаптированы к своей социальной среде.

Анализ результатов исследования показал, что низкие значения показателя GCR характерны для возраста 12-13 лет, к 15-17 годам значение этого показателя увеличивается. По-видимому, внутренние конфликты и недовольство собой подросткового периода по мере развития «Я-концепции» в старшем школьном возрасте сменяются более позитивно расцениваемыми представлениями о себе; следовательно, степень социальной адаптации с возрастом увеличивается.

При изучении оценок 6 факторов в таблице профилей, ответы обследованных существенно различались (р«0,01).

Рис. 2.3.1. Распределение по направлениям реакций для экспериментальной и контрольных групп.

Рассматривая распределение направлений реакций для экспериментальной и контрольной групп (см.диаграмму 2.3.1.) необходимо отметить, что чаще выявлялись экстрапунитивные направления реакций (65,1% испытуемых экспериментальной группы и у 55,1% контрольной). Этот тип реакций характерен тем, что реакции направлены на живое и неживое окружение,

49

осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.

Следующая в распределении по числу наблюдений в выборке встречалась у 25,5% подростков- инвалидов и у 27,6% здоровых подростков, - это импунитивные направления реакций, когда фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем; обвинение окружающих или себя самого отсутствует.

Реже (у 9,4% подростков с ограниченными возможностями и у 17,3% их здоровых сверстников) наблюдались интропунитивные направления реакции с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации на себя, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению (см.таблицу 2.3.1. ).

Таблица 2.3.1.

Характеристика направлений реакций у подростков-инвалидов и их здоровых

сверстников

Направление Реакций

Количество испы-темых (в %)

Количество мальчиков (в %)

Количество девочек (в %)

Экпер. группа

Контр, группа

Экпер. группа

Контр, группа

Экпер. группа

Контр, группа

Экстрапунитивные Реакции

65,1

55,1

67,7

57,2

62,1

53,3

Импунитивные Реакции

25,5

27,6

29,4

17,8

20,5

36,6

Интропунитивные реакции

9,4

17,3

2,9

25

17,4

10,1

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Лицевая экспрессия как средство невербального общения
Люди обычно обмениваются многими невербальными сигналами, используя интонацию голоса, лицевую экспрессию, контакты глазами, жесты. С помощью этих средств передается важная информация. Сходным образом обмениваются информацией с сородичами ...

Понятие "сложная педагогическая ситуация", его обоснование в трудах, в исследованиях педагогов и психологов.
Сложная педагогическая ситуация, как правило, характеризуется напряженностью, зачастую находящей выражение в различного рода конфликтных проявлениях. Подобные ситуации требуют от родителя принятия педагогически правильного решения, однако ...

Содержание обучения на подготовительном этапе
Подготовительный этап имеет целью формирование у детей санитарно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, овладение мимико-жестикулярторной речью и элементами словесного языка в виде отдельных дактильных слов. Воспитание и обучен ...