Модели, идеи и концепции экспериентального подхода

Психология » Теория социально-психологического тренинга » Модели, идеи и концепции экспериентального подхода

Страница 1

Идейный багаж экспериентального подхода составляют концепция экспериентального обучения Д. Колба, Х. Икехара, новая парадигма обучения на рабочем месте В. Дж. Марсик, теория обучения действием Р. Риванса, концепция самообучающейся организации П. Сенгс и теория коммуникативных действий Ю. Хабермаса. Вновь стали весьма популярны взгляды создателей гештальттеории и гештальттерапии. Сюда же можно отнести второй ренессанс идейного наследия Выготского, связанный с расширенной трактовкой культурно-исторической теории и понятия зоны ближайшего развития.

Модель Д.Колба

Простейшей и остающейся по сей день наиболее популярной моделью обучения, основанного на опыте, является циклическая модель Д. Колба.

Конкретный опыт

Активное Рефлексивное

Экспериментирование наблюдение

Абстрактная

концептуализация

Рис. 1. Цикл экспериентального обучения

В этой модели, которую сам автор считает основанной на идеях Дж. Дьюи и К. Левина, процесс обучения рассматривается как состоящий из четырех последовательных фаз:

1. Конкретный опыт.

Характеризуется преобладанием поведенческого и эмоционального компонентов.

2. Рефлексивное наблюдение.

Её отличает насыщенность эмоциональными и когнитивными элементами.

3. Абстрактная концептуализация.Стадия чисто когнитивная по своему составу.

4. Активное экспериментирование.Преобладание поведенческих и когнитивных составляющих в активности обучаемых.

Автор выражают мнение, что только сочетание в обучающих методах всех выделенных компонентов может привести к успеху.

Модель Х. Икехара

Более дифференцированное описание обучающего цикла можно увидеть в модели, предложенной X. Икехара. Модель состоит из описания семи фаз:

1.

Восприятие.

Эмоции, потребности, наблюдение

2.

Осознание.

Процесс выдвижения гипотез, переживания сомнений по поводу неопределенности положения дел.

3.

Мобилизация.

Энергетизация и побуждение к действию.

4.

Действие.

Экспериментирование и избегание чрезмерного риска.

5.

Контакт.

Происходят соприкосновение с реальностью и его переживание, что ассоциируется с получением опыта.

6.

Удовлетворение.

Завершение действия, получением знания и понимания.

7.

Отстранение.

Рефлексия, оценку и подведение итогов.

НЛП модель

Своеобразные взгляды на то, что представляет собой цикл обучения, сложились в рамках НЛП. В основе нейролингвистической модели лежат понятия когнитивной карты и референциального опыта. Понятие когнитивной карты совпадает с тем, которое сформировалось в необихевиоризме (когнитивные схемы). Референциальный опыт типологизируется как текущий, то есть осуществляющийся «здесь и теперь», прошлый, существующий в воспоминаниях и конструируемый или воссоздающийся в воображении. Обучение состоит в связывании когнитивных карт с референциальным опытом. НЛП модель включает в себя следующие стадии:

1. Неосознанная некомпетентность.Отсутствуют и когнитивные карты, и референциальный опыт, а также отсутствует понимание этого.

2. Осознанная некомпетентность.Человек начинает осознавать, что он в чем-то не разбирается и чего-то не умеет.

3. Осознанная компетентность.Учащийся связывает когнитивные карты с приобретаемым референциальным опытом.

4. Неосознанная компетентность.Когнитивные карты становятся ненужными и процессы автоматизируются.

Четыре описанные стадии и представляют собой «лестницу компетентностей».

Модель Дж. Марсик

Дж. Марсик попыталась соединить идею о наличии трех обучающих парадигм: технической, интерпретативной и стратегической, выдвинутую В. Карром и С. Кемисом, с проведенным Дж. Межировым разделением между тремя видами обучения: инструментальным, диалогическим и саморефлексивным. В результате получилось выделение трех родов процессов обучения и развития:

1. Инструментальное обучение

, ориентированное на решение проблем в области техники. Обучение основано на бихевиористской дидактике. Схема стимул — реакция адекватна содержанию и может быть успешно реализована. Рефлексивные процессы в этом роде обучения ограничены рассмотрением таких элементов, как причина и следствие.

2. Диалогическое обучение

относится к таким областям, как межличностные отношения, корпоративная культура, организационные цели, нормы и ценности. Освоение таких содержаний предполагает сопоставление интерперсональных перспектив и требует диалога и использования интерпретативной парадигмы.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Частые проблемы телефонной помощи подросткам.
Телефонное консультирование ориентировано на психологическую помощь людям любого возраста. Каждый из периодов жизни человека имеет неповторимые особенности, накладывающие свой отпечаток на переживаемые психологические проблемы. Поэтому в ...

Некоторые выразительные средства русского языка
Лингвистическая выразительность публицистического стиля заключается в следующем. ü Во-первых, ему свойственна лаконичность подачи информации. Лаконичность достигается широким использованием сложносочиненных предложений, тяжеловеснос ...

Выводы.
Следовательно, об акцепторе действия и обратной связи (в анохинском ее понимании) в функциональной системе мыслительной деятельности можно говорить в случае предметного мышления, но не творческого, т.к. в процессе творческой мыслительной ...