Общая информация. Опрос был начат 7 сентября 1999 года и завершен 7 октября 1999 года. Исследование анонсировалось в списках рассылки "Новости психологической сети Российского Интернета", "Psl-l" (список рассылки для профессиональных психологов). Кроме этого, на исследование была дана ссылка с сайта http://icqfoto.ru. После того, как с icqfoto.ru была снята ссылка, и поток испытуемых из списков рассылки практически прекратился, опрос был анонсирован в конференциях сети Фидонет (таких, как computerlife.ru.virtual.life.ru, internetnews.ru), тематика которых соответствовала тематике проводимого опроса. Общее число участников опроса составило 562 человека (424 человека по результатам анонса в Интернете с icqfoto.ru и через списки рассылки и 138 человек по результатам анонса в Фидо). Основные результаты первого этапа обработки данных. На первом этапе результаты, полученные в ходе опроса, обрабатывались по всем респондентам в целом. Выявлялся социально-демографический состав опрошенных, восприятие Интернета по сравнению с реальным социальным окружением; связь социально-демографических параметров и различных показателей общения в Интернете.
Социально-демографический состав респондентов.
Пол. Около 25 % опрошенных - женщины, и около 75 % -мужчины (выборка несколько смещена результатами анонса в Фидо). По результатам анонса в Интернете женщин среди опрошенных - 27,8 %, а мужчин - 72,2 % (см диаграмму 3), что соответствует результатам, полученным относительно социально-демографического состав пользователей Интернета Gallup Media. Среди ответивших из Фидо мужчин больше, и с этим связан сдвиг выборки по полу.
Возраст. Половозрастной состав опрошенных нами пользователей оказался близким к результатам, полученным Gallup Media в опросе, проведенном весной прошлого года. Средний возраст пользователей- 24, 6 года, самым молодым участникам опроса было 13 лет, самым пожилым - 60. Результаты несколько сдвинуты по сравнению с результатами Gallup Media - в нашем исследовании приняло участие несколько больше молодых (до 20 лет) и несколько меньше пожилых (старше 45 лет) респондентов. Этот сдвиг выборки может быть связан с тем, что большая часть опрошенных пришла с сайта icqfoto.ru - сайта знакомств с относительно молодой аудиторией.
Время, проводимое в Интернете в неделю. Среднее время, которое наши респонденты проводят в Интернете в неделю - 28, 9 часов, минимальное время в неделю - 1 час, а максимальное - 100 часов
Стаж использования Интернета. Средний стаж использования Интернета - чуть больше 2-х лет (25,2 месяца), при этом участники распределились от 0 до 120 месяцев.
Сравнение того, как наши респонденты воспринимают Сеть и реальное социальное окружение, дало следующие результаты: А.
В реальном общении участники с большей уверенностью могут получить эмоциональную поддержку (оказание помощи в трудные минуты - спасение от грусти и одиночества), чем в Интернете. Б.
В реальном общении участники с большей уверенностью могут пообщаться или просто провести время. В.
Интернет воспринимается как среда, в которой можно вести себя, в меньшей степени считаясь с мнением окружающих, чем в реальном общении. И
так, большинство опрошенных считает Интернет средой, более свободной, нежели реальная жизнь, и при этом в меньшей степени, чем реальная жизнь, предоставляющей эмоциональную поддержку и общение. Очевидно определенное "смещение акцентов" от диалога между людьми (общения и поддержки) в реальном общении к монологу, свободному от чужих мнений и оценок самовыражению в Интернете. Сеть - место, где можно показать себя, не думая о последствиях, но при этом она скорее безразлична по отношению к человеку. Реальность по сравнению с Сетью в большей степени заставляет считаться с окружающими, но при этом она более дружелюбна, человечна. Хотя лично я с этим не согласна, мне кажется, что и Реальность и Сеть одинаково безразличны к человеку.Н
Другие статьи:
Стороны коммуникативного фактора.
Необходимо выделить в коммуникативном факторе три стороны, каждая из которых представляет собой результат устоявшихся за многие месяцы контактов ребенка с окружающими взрослыми:
· эмоциональные контакты,
· контакты в ходе совместных дей ...
Специфика учебной мотивации студента
Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям, наприме ...
Средства повышения коммуникативности педагога.
Для учителя важны следующие коммуникативные умения:
1) Владеть «чтением по лицу» (социальной перцепцией).
2) Понимать личность ученика, его психическое состояние.
3) «Подавать себя» в общении с учащимися.
4) Оптимально строить свою ре ...
Разделы