Во-вторых, обязателен резонанс мотива "чуда" с потребностями в познании, что с большей легкостью происходит при доминировании исследовательского рефлекса над ориентировочным.
В-третьих, на мощность и скорость роста доминантного мотива существенно влияет наличие (или отсутствие) "энергетической помощи" (подпитки) от взрослого при условии безусловного принятия идеи ребенка. Безусловного! Понятно, что нужны действительно доверительные отношения, состояние любви. Кто из современных детей имеет такого взрослого рядом, и кто из взрослых может сказать о себе "да, я такой человек для этого ребенка"?
По утверждению П.В.Симонова, П.М.Ершова, "механизмы сверхсознания обслуживают потребность, главенствующую в структуре мотивов данной личности. Творческая активность порождается недостаточностью для субъекта существующей нормы удовлетворения этой потребности. Интуиция непреложно работает на доминирующую потребность, и бессмысленно ждать озарений на базе второстепенного для субъекта мотива . Тренировка "творческого мышления", "творческого труда", развитие так называемой "креативности", само по себе ничуть не лучше воспитания "эмоционально богатой" личности безотносительно к характеру ее потребностей.
Далее. Интуиция (это чувство, и прежде всего чувство перспективы развития проблемы), сверхсознание, включается там, где мотивационная доминанта встречается с информационным дефицитом, с разрывом логической цепи мышления и действий. Вот почему игровая деятельность детей с их познавательными доминантами и чрезвычайно слабой "вооруженностью" сознания оказывается периодом интенсивной тренировки механизмов интуиции, где озарения, догадки и открытия следуют буквально друг за другом" [1, c. 97].
Достойная цель или нет? Для себя делание, или для других? Имеет социальную значимость или нет? "Познавательные потребности такого деления не имеют, поскольку не существует объективных истин "для себя" и "для других". Другое дело, что в процесс использования результатов познания вовлекаются материальные и социальные потребности во всем их многообразии и противоречивости. Преобладание идеальных (познавательно творческих) потребностей в структуре данной личности квалифицируется некоторыми исследователями как ее преимущественная ориентация "на дело", отличная от ориентаций на себя и на других
Из всех потребностей человека познание и творчество наиболее гармонично объединяют личное и общественное. Любая деятельность человека тем свободнее от необходимости сочетания личного и общественного, чем больше в ней выражено творчески-познавательное начало" [1, с. 155, 157-158].
Собственно, существенных отличий в условиях формирования доминанты ни для ребенка, ни для взрослого нет. В случае создания доминантного мотива (цели), как осознанного действия, необходимо обязательное присутствие всех трех компонентов. Только в этом случае может проявиться системный характер формирования доминанты. Итак, повторимся, и еще раз напомним аспекты: психологическое (энергетическое) одиночество, преобладание внутренней обусловленности над внешней, наличие познавательной доминантной потребности с последующим детерменированием личности.
Собственно, это субъективно-объективные условия формирования творческого компонента в психике. Так или иначе в каждом искра творчества заложена изначально, вопрос сохранения, роста, приумножения, реализации.
статья посвящена более осознанному подходу к формированию творческого процесса психических трансмутаций личности. Непродуманная, без четкого понимания возможных изменений структуры сознания работа с детьми, - и речь идет не только о работе тризовцев, - чревата непредсказуемыми последствиями. Любая систематическая работа, требующая интеллектуальных или эмоциональных усилий, приводит к нейрофизиологическим изменениям. Плата всегда есть. Ни в коем случае ее нельзя сводить к ходам внешних обстоятельств (ходы 9-34), т.е. к плате в социуме. Платит сам организм (физическое тело). Платит психоэмоциональная сфера отсутствием, обеднением эмоций или патологией психики. Платит само сознание за свое же собственное изменение в структуре.
Другие статьи:
Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза ...
Сравнение воображения взрослого и ребёнка.
По словам В.Т.Кудрявцева: «Воображение – свободный, необузданный, неподконтрольный логике полёт фантазии, выдумывание того, чего в действительности не бывает, пренебрежение реальностью». (Цит. по 22, 65). Эта позиция может оказаться ещё б ...
Смерть как заболевание
Тело взрослого человека содержит около шестидесяти миллионов миллионов клеток и каждые сутки теряет их столько, что ими можно наполнить глубокую тарелку. Вглядитесь поближе в мельчайшие чешуйки, постоянно падающие с кожи, и вы увидите тща ...
Разделы