Творческая личность

Психология » Творческая личность

Страница 3

Только чтобы находиться (желательно во время решения творческих проблем) в состоянии, которое попробуем описать как нахождение между экраном "сегодня", "сейчас" и экраном "будущее", необходимо быть открытым. Открытым именно будущему, а не прошлому. Мало стать фактически одиноким, необходимо это сделать психологически, освободиться от энергетических завязок на прошлое. Потерять все и всех, в том числе и себя, отпустить все и стать "пустым и чистым". В сосуд, который заполнен — новая жидкость не вольется, в старые меха новое вино не наливают.

Существует масса описанных в литературе исторических фактов, контекст-анализ которых свидетельствует, что основным, технологическим приемом ТВОРЦА (как искателя истины) является овладение умением свободного перемещения по информационным полям времени.

Важное место в формировании состояния энергетической самодостаточности играет отсутствие негативного переживания относительно себя. Мудрость воспитания в любви, на позитивных примерах, на стимулировании сильных сторон ребенка — непоколебимый потенциал творческого роста.

Достижение своей собственной самодостаточности возможно. Однако сам процесс "произрастания самого в себя", "дороги к себе", "строительства храма в своей душе", безусловно, в равной мере творческий и драматический одновременно, кто пробовал — знает, невозможен без квалифицированной помощи со стороны. Творческая личность "одержима" своей идеей, отдавая ей всего себя. Это обязательное условие — субъект не принадлежит себе, а только доминанте: скульптуре, музе, делу . Если есть фактическая отдача себя доминанте, о каком "умении держать удар" идет речь? Принадлежать можно чему-то одному, или, другими словами, "невозможно поклоняться одновременно Богу и Мамоне".

Академик В.П.Симонов предлагает следующую гипотезу: "На вершине иерархической пирамиды потребностей мы встречаем мотивации, которые обслуживаются почти исключительно положительными эмоциями. Такова потребность познания и ее разновидность — трудно формулируемая словами потребность в создании и восприятии произведений искусства, так называемая эстетическая потребность. В отличие от голода, жажды, секса, потребности занимать определенное место в группе, ни научно-теоретическое познание, ни искусство не обладают внутримозговым аппаратом наказания. Их привлекательность обеспечивается только той радостью, которую несет постижение истины, только тем высоким наслаждением, которое человек испытывает от соприкосновения с прекрасным.

Творчество всегда окрашено положительными эмоциями на этапе возникновения гипотез. Механизм этой закономерности хорошо объясняется информационной теорией эмоций. Ведь новая догадка, предположение, замысел субъективно повышает вероятность достижения цели, вплоть до момента, когда логическая или экспериментальная проверка установят их истинную ценность." [3, c. 154-155].

Исходя из вышесказанного, не нужно сокращать потребности, сводить их до минимума (упреждающий ход 18, 25 и т.д.). Это всего лишь следствие, а бороться со следствием — хороший способ нажить себе невроз. Просто "отпадает", что это не значимо и поэтому не достойно внимания.

Возникновение доминанты, "встреча с чудом", как отмечают сами творческие личности, происходит, как правило, в детстве и постепенно поглощает все больше и больше времени и энергии. Как нам видится, "встреча с чудом" возможна в условиях определенной открытости психики.

Необходимо, во-первых, отсутствие негативного опыта, который подавляет возникновение доминантного мотива деятельности. Как показывают исследования, отрицательное воздействие оказывают не только непосредственное содержание негативного опыта, но и отдаленно напоминающее о нем, например, такая же окружающая обстановка, состояние здоровья, запахи, словесный текст и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Развитие качеств творческого мышления.
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектично­сти и сис­темности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышле­ние гибким, оригинальн ...

Разум и процесс познания.
В данной главе хотелось бы кратко коснутся собственно методологии познания человеком окружающей действительности. Необходимо заметить, что большинство наук на сегодняшний день имеют практически единый подход, несмотря на разные области ис ...

Структура и функции самосознания.
Особый интерес в психологии представляют исследования личности, которые рассматривают человека, прежде всего, со стороны целостности «Я» концепции или самосознания [28;6]. «Я» — это своего рода ядро, центр человеческой личности, в которо ...