заблуждение.
Подходя к четвертой главе,которая называется "Поведение и ус-
тановки",попытаемся сравнить,что имеется ввиду под установками в
американском и отечественном учебниках.Американский вариант дает
порнятие установки как благоприятная или неблагоприятная оценочная
реакция на что-либо или на кого-либо,которая выражается в мнени-
ях,чувствах и целенаправленном поведении." Установки - это эффек-
тивный способ дать окружающему миру оценку.Описывая установки
пользуются одной из трех следующих характеристик:аффект(чувс-
тва),поведение(намерение),и познание(мысли).Изучение установок
близко по духу социальной психологии и исторически являлось одной
из ее задач.В отечественном учебнике дано определение установки
Узнадзе:"установка является целостным динамическим состоянием
субъекта,состоянием готовности к определенной активности,состояни-
ем,которое обуславливается двумя факторами:потребностью субъекта и
соответствующей объективной ситуацией"(1).
Однако по определению сравнения можно уже и закончить в связи с
тем,что в учебнике Г.М.Андреевой социальная установка(аттитьюд) и
ее интерпретация имеет несколько другое значение и продвигается в
другом направлении.На мой взгляд данная тема в отечественном учеб-
нике приобретает более научную направленность,в тоже время как в
американском учебнике представляется более социолого-психологичес-
кая тематика.Заметим также,что в учебнике Д.Майерса присутствует
значительное количество социологических данных.Понятно,что соци-
альная психология опирается на социологические данные,но социаль-
ная психология должна оставаться социальной,а не социологичес-
кой.Эти данные исследований очень дополняют и несколько приукраши-
вают информацию содержащуюся в учебнике,но в тоже время "размыва-
ют" ее психологическое содержание.Тем не менее,особого внимания
заслуживают прикладные исследования социальных психологов приве-
денные в данном учебнике.По способу изложения материала можно уже
на данном этапе выявить определенную традицию,когда в самом начале
задается вопрос,затем следует изложение различных точек зре-
ния,подтверждения или опровержения, и наконец,выдается ответ.Этот
ответ рождает новый вопросы т.д.
Пятая глава "Социальное познание и здоровье человека" повест-
вует о вкладе социальной психологии в понимание,лечение и суждения
клинических психологов.Социальные психологи активно исследуют ат-
рибуции и ожидания депрессивных,одиноких и соматически больных лю-
дей.Примечательно появление новой отрасли - Психология здо-
ровья,которая исследует связи между болезнью,стрессом и пессимис-
тическим стилем объяснения.
Подводя итог первой части книги,тема которой" Социальное мыш-
ление",следует заметить,что объем информации вошедшей во все раз-
делы огромен и очень четко подобран.Хотелось бы даже уменьшить ко-
личество примеров,результатов исследований,дабы приоткрыть тот ос-
тов на который все так органично вписывается.Конечно,можно было бы
и покритиковать за значительные углубления в сферу психологии лич-
ности, и особенно в социологию,но как бы поверхностному взгляду
это не особо заметно.Следует сказать о продуманности изложения ма-
териала в первой части и предполагать тоже самое по поводу второй
и третьей частей.
Вторая часть книги "Социальное влияние",состоит из пяти
глав,каждая из которых по-своему неповторима.Например,шестая глава
"Пол,гены и культура" повествует о гендерных различиях.Наиболее
ярко эти различия проявляются в агрессии или сексуальности.Гендер-
ные различия в сексуальных установках оказывают влияния и на пове-
дение.Эпизодический "одноразовый"секс наиболее характерен для муж-
чин с традиционной маскулинной установкой.Гендерные различия про-
являются и в сексуальных фантазиях.Д.Майерс ставит вопрос о"куль-
туре и поведении",приводя очень интересные данные.Вводится опреде-
ление личностного пространства как буферного пространства,которое
мы предпочитаем сохранять вокруг себя.Размер этого пространства
зависит от нашей близости с собеседником.Далее приводятся примеры
дистанций,которые практически совпадают с теми,что мы уже видели в
курсе лекций по "Психологии общения" М.И.Станкина.
Рассмотрим теперь определение коллективизма в американском
учебнике и сравним его по А.В.Петровскому.Коллективизм- концеп-
ция,отдающая приоритет целям той или иной группы по сравнению с
личными целями.В соответствии с этим происходит самоидентификация.
Несколько иное понятие дает А.В.Петровский:"коллективизм - принцип
Другие статьи:
Причины
возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей младшего
школьного возраста
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младен ...
Особенности классификации системы «человек – машина».
Под системой в общей теории систем понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, предназначенный для решения единой задачи. Системы могут быть классифицированы по различным признакам. Одним из них явля ...
Управление человеческими ресурсами: болезни роста или органические пороки
Критический анализ применения технологии управления человеческими ресурсами, несмотря на многообещающие заявления ее приверженцев, демонстрирует известный разрыв между идеологическими установками и их практической реализацией.
1
. Практи ...
Разделы