критическими замечаниями.Во-первых она тривиальна, поскольку удо-
стоверяет очевидное, во-вторых, она опасна, поскольку ее открытия
могут быть использованы для манипулирования людьми.Наиболее инте-
ресно в данной главе "ошибки хиндсайта", или другими словами фено-
мена "я знал это!", как с позиций просто изложения информации, так
и с позиции "идущей вдаль", т.е. объяснения последствия данного
феномена.Приводя достаточно убедительные примеры из всевозможных
источников, даже из политики, Д.Майерс не только заинтересовывает
данной проблеиой, но и заставляет задуматься.Способы изложения ма-
териала очень восприимчивы для запоминания, т.к. подкрепляются,
как уже было сказано выше "убедительным числом убедительных приме-
ров".Большинство социально-психологических исследований относится
либо к корреляционным, либо к экспериментальным.Корреляционные
исследования, для проведения которых иногда используют метод сис-
тематического опроса, выявляют взаимосвязь между переменными, та-
кими, например, как уровень образования и доход.Ставя эксперименты
социальные психологи иногда создают ситуации которые затрагивают
эмоции людей.В этом случае они обязаны следовать профессиональным
этическим правилам: получать согласие от осведомленных испытуемых,
следовать принципу "не навреди", после завершениыя эксперимента
полностью раскрывать им любой временный обман.
Социальные психологи интегрируют свои идеи и данные экспери-
ментов в теории.Лаборатрные эксперимениты позволяют проверить
идеи, собранные по крупицам из жизненного опыта, и затем применить
принципы и результаты в реальном мире.Изложенность данного текста
о социально-психологических исследований удивляет своей доступ-
ностью всех читателей, несмотря на достаточное количество научных
терминов, в процессе просмотра читатель как бы забывает, что перед
ним не художественное произведение на заданную тему, а научная
книга.Подводя краткий итог данной главы исследователь приходит
к выводу о том, что интерпретация социальной психологии в амери-
канском учебнике и отечественном отличается.Но отложим на время
эти первоначальные выводы о вступительной части американского
учебника.Перейдем к рассмоторению первой части, содержащей опреде-
ление социальной психологии как науки, изучающей, что мы думаем
друг о друге.А теперь рассмотрим изложение материала о " Я -
концепции" и "Самопрезентации".
Как культура формирует наше чувство "Я"? Кто вы? Вы - уни-
кальное и сложное создание и можете по-разному дополнить предложе-
ние "Я - .". Элементы вашей Я - концепции, т.е. специфические
убеждения, с помощью которых вы определяете, кто вы есть - это ва-
ши же Я - структуры. Структуры - это психические модели, с по-
мощью которых мы организуем нашу жизнь.Они влияют на то, как мы
воспринимаем, запоминаем и оцениваем других людей и себя.Рассмот-
рим, как Я влияет на память, явление известное под названием "Эф-
фект ссылки на себя". Когда информация применима к нашим Я - кон-
цепциям, мы быстро ее обрабатываем и хорошо помним.Эффект ссылки
на себя иллюстрирует самый существенный жизненный факт: ощущение
самих себя лежит в центре нашего мира.Рассматривая себя обычно как
центральное звено, мы переоцениваем, в какой степени поведение
других нацелено на нас.И часто берем ответственность за события, в
которых играем лишь небольшую роль. Наша Я - концепция включает в
себя не только наши убеждения в том, кто мы сейчас, но также и то,
кем мы могли бы стать - наши возможные Я.Они заключают в себе то
какими мы видим себя в наших мечтах, - богатый Я, худой Я, страст-
но любимый и любящий Я.Они также заключают в себе Я, которыми мы
боимся стать, - безработный Я, больной Я, отстающий в учебе Я.Такие
возможные Я мотивируют нас к достижению особой цели - к той жизни,
к которой мы стремимся. Д.Майерс ставит вопрос "становится ли Я -
концепция более индивидуализированной, когда Восток встречается с
Западом". У японских студентов, выезжавших по обмену и пробывших
семь месяцев в университете Британской Колумбии, повысилось самоу-
важение.У иммигрантов из Азии, долгое время живущих в Канаде, са-
моуважение выше, чем у недавно иммигровавших и тех, кто живет в
Азии.Самоуважение - всеобъемлющее чувство собственного достоинс-
тва, которое влияет на то, как мы оцениваем свои особенности и
способности.Сомопознание, однако имеет слабые стороны.Мы часто не
знаем, почему ведем себя так, а не иначе.Люди различаются своими Я
Другие статьи:
Психогенные сексуальные расстройства.
Функциональные половые расстройства (один из почти обязательных компонентов депрессии) встречаются в структуре невротических состояний гораздо чаще, чем принято думать. Заметное снижение потенции не случайно рассматривают как чуть ли не в ...
Виды обратной связи в коммуникации.
Для представителей коммуникативных профессий необходимо правильно использовать различные виды обратной связи. Обратная связь - это вербальный или невербальный сигнал от получателя информации к его источнику, служащий ответом на инициирую ...
Родительская семья как модель формирования жизненного стиля ребенка.
Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном ...
Разделы