Также в процедуре общения выделяют следующие этапы:
1) потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п ). побуждает человека вступить в общение;
2) ориентировка в целях общения, в ситуации общения;
3) ориентировка в личности собеседника;
4) планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно, что именно он скажет);
5) бессознательно ( иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести;
6) восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;
7) корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое – либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным.
А также особую форму общения людей представляет дружба как устойчивая индивидуально – избирательная система взаимоотношений и взаимодействия, характеризующаяся взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности общением друг с другом. Развитие дружбы предполагает следование её неписаному «кодексу», утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения «кодекса» дружбы ведут либо к её прекращению, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в свою противоположность- вражду.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное ( обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное ( обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное ( обмен убеждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное ( обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются её продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.
При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счете – оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.
Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у кого – либо сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность. Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.
Другие статьи:
Третий класс
По программе третьего класса учащиеся обучаются вести разговор в словесной (дактильной) форме на определенную тему (Куда ты идешь? - К врачу. - Зачем? – У меня болит нога. Я катался на санках и упал.). Ученики учатся выражать в форме свя ...
Основные группы отклоняющегося поведения
При анализе негативных сторон жизни социологи в большинстве случаев оперируют такими понятиями, как пьянство, взяточничество, бюрократизм, злоупотребление служебным положением, потребительство, преступления против личности, блат, бродяжни ...
Концепции способностей
В психологии сложились три концепции способностей. Одна из них утверждает, что способности — биологически детерминированные свойства личности, их проявление и развитие всецело зависят от унаследованного фонда. Таких взглядов придерживают ...
Разделы