Заключение.

Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития. Но конституирующий характеристикой личности человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике; литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен. В этом сходятся научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. «То чего не достаёт рабу, - писал Гегель- это признания его личности; принцип же личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится «Я», его « Я» есть господин».

Личность есть господин самого себя, - такова максима ценностного осмысления феномена личности в культуре.

Человек – существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе дея­тельности, человек приобретает личностные качества и стано­вится социальным субъектом.

Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьез не говорим даже о личности двух­летнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из общественного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещива­ния биологических и социальных факторов.

В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, лично­стью становятся. Определенное влияние на развитие и фор­мирование личности оказывает процесс становления соци­ального «Я».

Содержание процесса становления социального «Я» - это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса - это поиск своего социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность. Глав­ными временными точками формирования личности является: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом за­вершается начальная социализация и формирование личности.

Становление социального «Я» возможно только как про­цесс усвоения мнения значимых людей для человека, то есть через понимание других ребенок приходит к формированию своего социального «Я» (впервые это процесс описал Ч.Кули). Можно сказать иначе: на социально – психологическом уровне становление социального «Я» происходит через инте­риоризацию культурных норм и социальных ценностей. Это процесс превращения внешних норм во внутренние правила поведения.

Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в при­роде, а именно – общественные. Она расширяется через сово­купность общественных отношений, а, следовательно, дина­мический ансамбль людей, связанных взаимными узами. По­этому личность не только существует, но и рождается, именно, как «узелок» завязывающийся в сети взаимных отно­шений.

Личностью человек станет, когда начнёт совершенство­вать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фунда­ментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

Осознав себя как личность, определив свое место в об­ществе и жизненный путь (судьбу), человек становится инди­видуальностью, обретает достоинство и свободу, которые по­зволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих.

Другие статьи:

Персонализация и отраженная субъектность.
<Потребность быть личностью>, потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в социальные связи, в общественную практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями, общественными ...

Выводы.
Следовательно, об акцепторе действия и обратной связи (в анохинском ее понимании) в функциональной системе мыслительной деятельности можно говорить в случае предметного мышления, но не творческого, т.к. в процессе творческой мыслительной ...

Зарождение этической мысли древней Греции в эпоху Гомера и Геосида
Этика будучи по преимуществу учением о добродетелях, о добродетельной, совершенной, личности, содержала в значительном виде едва ли не все типы теоретических объяснений и нормативных решений, которые получили развернутое обоснование в по ...