Психологическую теорию Э.Фромма можно условно разделить на несколько частей. Мы остановимся на одном из главных его тезисов. О том, что психика человека может иметь две направленности – на бытие или на обладание[1].
Эта направленность может проявляться во всех областях деятельности человека. Например, представим себе ситуацию, когда психолог большой группе женщин задает вопрос: «Ваше семейное положение». Он может получить два варианта ответов:
1. «Я замужем» или «Я не замужем»
2. «У меня есть муж» или «У меня нет мужа»
Уже сам ответ на простой житейский вопрос дает нам информацию о направленности психики данных групп женщин – несомненно, что первая группа женщин ориентирована на состояние, «бытие». Им ближе говорить о своем как социальном, так и внутреннем психологическом состоянии. Вторая же группа испытуемых ориентированна в большей степени на обладание, «владение» мужем. Им психологически ближе рассматривать мужа как свою собственность, принадлежащую им безраздельно. Как показывает опыт психологического консультирования, этим женщинам в большей степени свойственно чувство ревности, чувство собственности в отношении не только мужа, но и всего своего социального окружения (детей, подруг и т.д.).
По этим же двум принципам может строиться и вся познавательная сфера человека. Например, память. У человека ориентированного на обладание память является лишь хранилищем информации. Отдельные факты, образы памяти у него мало связанны между собой.
У человека ориентированного на бытие память организованна более сложно – все факты, познаваемые им сейчас ложатся на прочный фундамент уже познанного, в систему понятого и усвоенного. Поясним это на примере. Вы пришли в гости к своим недавним знакомым. Вас наверняка будут развлекать просмотром фотографий. При этом человек будет давать им комментарии: Ориентированный на обладание – «Мой муж», «Наша дача», «Мой отпуск», «Наша гостиница» и т.д. Ориентированный же на бытие комментировать будет фотографии с использованием целого ряда ассоциаций: «Это мы были в отпуске в Сочи. В этой гостинице мы жили. А вот в этом кафе мы завтракали. Кстати там работает замечательный повар. У него на завтрак всегда были такие вкусные булочки». Далее Вам расскажут о рецепте теста для булочек, затем фирменного салата и т.д. Память данного человека устроена совсем по-другому – она активна и не является только собранием фактов.
В зависимости от ориентации на бытие или обладание различные люди по разному организуют и свою деятельность, а подчас и специальность себе они выбирают с различной долей осознанности учитывая и свою ориентацию на бытие или обладание. В дальнейшем мы проиллюстрируем и этот тезис на примере теории характеров Э.Фромма. Что же касается деятельности, то нас в большей степени интересует процесс познавательной деятельности или процесс обучения. Э.Фромм, характеризуя отношение к учебной деятельности у представителей различной ориентации, пишет: «Студенты, ориентированные на обладание, могут слушать лекцию, воспринимать слова, понимать логическое построение фраз и их смысл и в лучшем случае дословно записать все, что говорит лектор, в свою тетрадь с тем, чтобы впоследствии вызубрить конспект и, таким образом, сдать экзамен. Содержание лекции не становиться, однако, частью их собственной системы мышления, не расширяет и не обогащает ее».[2] Надо отметить, что конспекты данных студентов отличаются большой аккуратностью. Там все выделено, подчеркнуто, поля проведены с педантичной четкостью и т.д. Оно и понятно, – что запишешь – то и сможешь вызубрить потом. После прослушивания курса эти конспекты лягут на полку и будут покрываться пылью, но у студента будет внутреннее ощущение того, что знания «у него есть». А где они? А вот – в конспекте. Надо отметить, что эти студенты редко дают свои прекрасные конспекты товарищам по группе – «это мое», «еще потеряешь» – в этом проявляется их страсть к обладанию и страх потерять то, чем они обладают…
Студенты, ориентированные на бытие процесс обучения реализуют совершенно иначе. Они могут вообще ничего не записать во время лекции или в ходе прослушивания составить только схему рассуждений лектора. Однако каждая мысль, высказанная лектором, каждый его тезис вызывают у них массу новых мыслей. Они всегда задаются вопросами о том, каково практическое применение полученных знаний. Они приходят в Вузы не ради готовых знаний, а ради обучения. « .они никогда не приступают к слушанию курса лекций – даже первой из них, будучи tabula rasa[3]. Они ранее уже размышляли над проблемами, которые будут рассматриваться в лекции, у них в связи с этим возникали свои собственные вопросы и проблемы. … Они не пассивные вместилища для слов и мыслей. Они слушают и слышат, и, что самое важное, получая информацию, они реагируют на нее активно и продуктивно. То, что они слышат, стимулирует их собственные размышления. У них рождаются новые вопросы, возникают новые идеи и перспективы. Для таких студентов слушание лекции представляет собой живой процесс. Все то, о чем говорит лектор, они слушают с интересом и тут же сопоставляют с жизнью. Они не просто приобретают знания, которые могут унести домой и вызубрить».[4]
Другие статьи:
Отечественные и зарубежные психологи о проблеме « тревожности».
Над проблемой «тревожности» у детей, работали многие психологи.
Так, например, Рогов Евгений Иванович разработал коррекционную работу с учащимися, испытывающие так называемую открытую тревогу, Рогов Е.И. предлагают ряд приемов, например ...
Понятие психологической диагностики.
В процессе выявления нарушений в развитии и отбора в специальные школы применение психологических методик - психологическая диагностика - играет весьма важную роль. Между тем, пожалуй, именно в этом звене отбора обнаруживаются наиболее су ...
Виды одаренности.
Согласно определению одаренности, индивиды могут отличаться актуальными или потенциальными возможностями в интеллектуальной, академической, творческой, художественной сферах, в области общения (лидерства) и в области психомоторики.
Одни ...
Разделы