Описание методов исследования

Страница 1

Методика Дембо-Рубинштейна

Методика Дембо-Рубинштейна используется для выявления самооценки и уровня притязаний обследуемого, а так же расхождения между самооценкой и уровнем притязаний, которое определяется как арифметическая разность между этими показателями. В норме уровень притязаний должен быть выше уровня самооценки, так как это стимулирует развитие, совершенствование личности [19,128].

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой символизирует самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. Предлагается семь таких линий, они обозначают: 1 .Здоровье 2.Ум, способности 3.Характер 4.Автолитарность

5. Терпеливость

6. Внешность

7. Уверенность в себе

Процедура обследования: обследуемому предлагается бланк (см. приложение), содержащий 7 вертикальных шкал (по 10 делений в каждой) и инструкцию следующего содержания: «на каждой линии чертой (-) отметьте,

34

как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны Вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон Вы были бы удовлетворены собой или почувствовали бы гордость за себя» (см. прилож. 1).

При обработке одно деление шкалы принимается за 10 баллов. Уровень самооценки вычисляется как среднее арифметическое расстояний от нижней точки до черты (-). Аналогично, уровень притязаний вычисляется как среднее арифметическое расстояний от нижней точки до крестика (х). Значение самооценки притязаний определяется по таблице:

Таблица 2.2.1 Характеристика самооценки и уровня притязаний

Параметр

Количественная характеристика в баллах

Низкий

Средний

Высокий

Очень высокий

Уровень притязаний

Менее 60

60-74

75-89

90-100

Самооценка

Менее 45

45-59

60-74

75-100

Расхождение между самооценкой и уровнем притязаний определяется как арифметическая разность между этими показателями. Выделяются следующие значения расхождения между самооценкой и уровнем притязаний:

- слабое расхождение - от 0 до 7 баллов;

- умеренное расхождение - от 8 до 22 баллов;

- сильное расхождение - более 22 баллов.

Самооценка - оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков и места среди других людей. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Уровень притязаний должен быть выше самооценки, так как это стимулирует развитие личности.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Роль общения матери и ребёнка в пренотальном периоде.
Обычно не придают значения тому факту, желанным или нежеланным появляется на свет ребенок. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих ...

Средства повышения коммуникативности педагога.
Для учителя важны следующие коммуникативные умения: 1) Владеть «чтением по лицу» (социальной перцепцией). 2) Понимать личность ученика, его психическое состояние. 3) «Подавать себя» в общении с учащимися. 4) Оптимально строить свою ре ...

Развитие потребности в общении.
Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию. В общении потребнос ...