Психология материнства одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки. Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физио-логии, социологии, психологии. Психология беременности является одной из наиболее значимых частей психологии материнства. Иссле-дования в русле психологии беременности стали проводиться толь-ко в последние два десятилетия, и количество работ посвященных данной проблеме пока очень ограничено. В зарубежных исследова-ниях эта проблема представлена более обширно и подробно чем в отечественных. [23]
В данной работе исследуется проблема самовосприятия бере-менности, которая является немаловажной составляющей психо-логии беременных женщин и всей психологии материнства.
Самовосприятие беременности может определяться как воспри-ятие женщиной своих переживаний различных этапов беременности, идентификация этих переживаний, которая ведет к выработке опре-делённых действий и стереотипов поведения, адекватных этим пере-живаниям. [24]
Беременность в психологии рассматривается, прежде всего, как этап развития материнской сферы женщины подготавливающий её к дальнейшему выполнению материнских функций в постнатальном периоде, т.е. этап психологической подготовки к материнству. [7;20]
С.Ю.Мещерякова(2000), говорит о том, что психологическая готовность к материнству может рассматриваться с двух основных позиций: [14]
1. готовность к материнству как готовность к обеспечению благо-приятных условий для развития ребёнка. С этой позиции она рас- сматривается как специфическое личностное образование, «стер-жневой образующей которого является субъект-объектная ориен-тация в отношении к ещё не родившемуся ребёнку»[14 ].
2. готовность к материнству как к переходу к новой стадии личнос-ной и половозрастной идентификации. С этой позиции она рас-сматривается в аспекте удовлетворённости женщины своей мате-ринской ролью.
Проблема самовосприятия беременности занимает особое место сре- ди аспектов психологической готовности к материнству. От самово-сприятия беременности в большей степени зависит отношение матери к своему ещё не родившемуся ребёнку, создание правильных или неправильных условий для его развития, образование позитив-ных или негативных установок на его воспитание и т.п. – т.е. «непо-средственная реализация матерью своих функций во взаимодейст-вии с ребёнком.» [24] Следовательно, в рамках самовосприятия беременности психологическая готовность к материнству может рассматриваться с первой позиции.
С позиций самовосприятия беременности психологическую гот-овность к материнству можно рассматривать и как переход к новой стадии личностной и половозрастной идентификации, можно гово-рить об удовлетворённости или неудовлетворённости женщины сво-ей материнской ролью на данном этапе, т.е. своей беременностью.
Г.Г.Филиппова (2002) говорит о том, что беременность является критическим периодом жизни женщины, стадией полоролевой иден-тификации, особой ситуацией для адаптации. «В этот период актуа-лизируются неизжитые детские психологические проблемы, лич-ностные конфликты, проблемы во взаимодействии со своей ма-терью, в переживаниях беременности играют роль особенности модели материнства своей матери, адаптация к супружеству и т.п. В динамике личностных изменений отмечается инфантилизация, обос-трение внутриличностных конфликтов, повышение зависимости, уровня тревожности». Н.П.Коваленко(1998) пишет также, что бере-менность понимается как острый переходный период, который не-редко сопровождается кризисными переживаниями. В ходе беремен-ности существенно изменяются сознание женщины и её взаимоотно-шения с миром. Необходимой является перемена образа жизни, вжи-вание в роль матери. Для многих женщин исход беременности мо-жет быть громадным сдвигом к подлинной зрелости и возрастанию самоуважения. Для других наоборот, это может быть «патологиче-ским разрешением потенциально нагруженных чувством вины мате-ринско-детских отношений». [24]
Другие статьи:
Предпосылки возникновения учения о высшей нервной деятельности.
Благодаря трудам И.П. Павлова возникла и развилась физиология ВНД, основная задача которой- изучение закономерностей и механизмов работы головного мозга.
Мы уже рассмотрели те общие истоки изучения деятельности мозга, которые были связ ...
Фрустрационная теория
Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противопоставляется выше описанной. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:
· Фрустрация всегда приводит к а ...
Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву
Развитие психики человека и животного
С незапамятных времён человек замечал различия в строении и поведении животных, умел отличать их от себе подобных существ. Он заметил, что животные живут совсем другой жизнью, они не похожи на людей ...
Разделы