Однако наиболее продуктивным представляется изучение этой проблемы не как теоретического феномена, а как реального социально-психологического явления на примере частного случая проявления межролевого конфликта личности – ролевого конфликта работающей женщины.
Ролевой конфликт у работающей женщины возникает вследствие большого количества ролей, в выполнение которых она вовлечена (роли семейной и профессиональных сфер); вследствие противоречивых требований, предъявляемых этими ролями и нехватки физических ресурсов для полноценного их выполнения. Он также может быть вызван неоправданно завышенными требованиями и ролевыми нормами, которые устанавливает сама женщина. (Алешина Ю.А., Лекторская Е.В., Хоткина З.А.)
В данном параграфе рассмотрены современные направления исследования проблемы ролевого конфликта работающей женщины. По предлагаемым авторами способам снижения ролевого конфликта, работы были разделены на 3 группы:
1. Путь решения проблемы- изменения в социально-экономических условиях жизни женщины (Хоткина З.А., Власова О.А. и т.д.)
2. Снижение ролевого конфликта работающей женщины возможно через структурные изменения в семейной системе (Виткин Д., Дудченко О., и т.д. )
3. В работах 3 группы основная роль в снижении ролевого конфликта возлагается на самих женщин – через изменение установок, ценностных ориентаций, выработку эффективных психологических стратегий (Алешина Ю.А., Босс П., Гурко Т.А. и др.)
От первой группы к 3 возрастает роль самой женщины в происходящих изменениях. При решении проблемы снижения ролевого напряжения первым способом женщина выступает как объект действия других людей и внешних обстоятельств. Второй и особенно третий способы позволяют женщине быть активным субъектом своей деятельности.
Проанализированные результаты исследований показывают сложность и неоднозначность такого явления как «ролевой конфликт». Традиционный взгляд, что выполнение противоречивых требований профессиональных и семейных ролей, однозначно приводит к стрессу и депрессии, по результатам многих исследований не получил подтверждения. Также не были обнаружены объективные показатели, которые могли бы говорить о наличии у женщины «ролевого конфликта» (Босс П., Виткин Дж., и др.) Все это привело к выводу о необходимости определения ролевого конфликта феноменологически – через выбор определенных показателей. На основании данных, полученных в исследованиях был выделен ряд показателей, которые, по мнению большинства ученых, вносят наибольший вклад в субъективное ощущение ролевого конфликта работающей женщиной:
1. Уровень противоречий в реализации семейных и профессиональных ролей женщиной (Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. и др.)
2. Отсутствие одобрения и поддержки мужем работы жены (Алешина Ю.Е., Арутюнян М., и др.)
3. Чувство вины перед семьей, которое испытывает женщина из-за того что она работает (Босс П., Виткин Дж., и др.)
Каждый из этих слагаемых вносит свой вклад в ощущение женщиной чувства психологического дискомфорта, вызванного реальной ситуацией совмещения работы и семьи. Необходимо отметить, что все эти показатели не измеряются объективно – они отражают субъективное восприятие женщиной себя и своей жизненной ситуации. Диагностика этих индикаторов служит сигналом того, что женщина испытывает ролевой конфликт.
Таким образом, ролевой конфликт воспринимается женщиной как ощущение раздвоенности между семьей и работой, как острая нехватка времени и сил, как чувство вины перед семьей и отсутствие одобрения своей работы со стороны мужа.
Так как степень выраженности ролевого конфликта не одинакова у всех женщин, следовательно, существуют факторы, детерминирующие высокую и низкую степень ролевого конфликта.
Другие статьи:
Стили семейного воспитания.
Семья - важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти. Стиль семейной социализации связан с национальной культурой, традициями, а в их рамках - с социальной принадлеж ...
Структурная динамика личности
Личность - это сложный и многогранный феномен, который включает в себя множество компонентов. В психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о 4 основных положения ...
Этап возникновения речи
Второй этап служит переходной ступенью между двумя эпохами в общении ребенка с окружающими людьми довербальной и вербальной. Несмотря на такое промежуточное положение, он растянут во времени и охватывает обычно более полугода от конца 1-г ...
Разделы