в пси-явлениях; во-вторых, не ясно, откуда берется энергия
при проявлении пси-феноменов и, в-третьих, каков канал коммуникации,
т. е. способ передачи информации или воздействия между организмами или между ними и средой. Как было отмечено ранее, в работах отечественных и зарубежных ученых сделаны серьезные попытки ответить на все вопросы, поставленные оппонентами, но, как мы видели, они требуют смены существующей научной парадигмы.
Сложившаяся веками в науке привычная для нас физиче екая картина мира предполагает существование отдельных объекте! которые связываются между собой лишь тогда, когда между ниг имеет место механическое взаимодействие или взаимодействие с мощью поля. На принципе дискретности основывается и понимав работы мозга.
Такому принципу дискретности противостоит физика микро! ра, согласно которой элементарные частицы — не только корпускуля] ные, но и волновые образования. Частица, обладающая волновыа признаками, теряет свойство четкой локальности: она может сущес1 вовать во всей Вселенной.
Выдвинута гипотеза о возможном существовании микрообъе! тов одновременно в различных частях пространства. В этом не восп[ нимаемом нами микромире мы еще можем допустить такую стрг ность, как пребывание каждого из его элементов во многих точкз Вселенной.
Другое дело — окружающие нас макрообъекты, В отношении ни$ у нас есть личный опыт, требующий от нас полной определенности О1 носительно местоположения предметов в пространстве. Если этот стс стоит в кабинете, то он не может находиться в спальне, в столовс и так далее. Что же касается пребывания этого стола вне Земли, в р*
1 Европейская психологическая наука уже ассимилировала многие вое ные методы. В частности, это относится к теории и практике развития воли. С» например, книгу К. АазароЦ "ТЬе Ас! оГ \УШ", вошедшую в основной теоре ский фонд гуманистической психологии.
Однако находятся физики, которые утверждают, что и макрообъекты являют собой волновые структуры и могут пребывать одновременно в любой точке мироздания. При этом допускается, что в определенной точке пространства этой волны больше, чем в других: стол, который стоит в кабинете, пребывает и везде, только в кабинете его больше. -
Гипотеза нелокальности макрообъектов нашла свое подтверждение в голографии. С ее помощью можно получить целостное объемное изображение объекта. Методом специальной съемки сначала можно получить фотопластинку, на которой изображены полосы и пятна, не имеющие ничего общего с фотографируемым объектом. Если же такую пластинку поставить под луч лазера, то невдалеке от нее в пространстве появится объемное изображение объекта: его в отличие от фотографии можно обойти со всех сторон и рассмотреть все его точки. Если ее разбить и взять только половину, то предмет все равно будет воспроизведен в пространстве, только с меньшей отчетливостью. Даже маленького кусочка такой пластинки, помещенного под лазерный луч, вполне достаточно, чтобы в пространстве появилось объемное изображение предмета.
Физики полагают, что голограмма объекта — стоячая световая волна. Допускается возможным распространить голо графический принцип на область макрообъектов и рассматривать каждый предмет как волновую структуру (стоячую волну), подобную оптической го-ло_гр,амме.
Р. Ф. Авраменко и В. И. Николаева (309) рассмотрели такую модель мира, в которой он являет собой гигантскую голографическую пластинку. Эта модель оказывается приемлемой, если допустить (это допущение реально), что Вселенная имеет форму гиперсферы, где каждый предмет, будучи стоячей волной и находясь в определенном месте пространства, одновременно находится во всех точках Вселенной (309).
Голографическое представление мира и в особенности принцип нелокальности имеют глубокий мировоззренческий и методологический смысл. Если все объекты Вселенной находятся (в скрытой от наблюдателя волновой форме) в любой точке пространства, значит, явления ясновидения и дальновидения объяснимы: достаточно обеспечить в данной точке пространства Необходимую фокусировку, которая позволила бы наблюдателю обнаруживать скрытые в каждой точке волновые структуры объектов, находящихся на большом от него расстоянии. >
Такое явление, как мгновенное узнавание, нельзя понять, если ограничить себя представлением о мозге как просто о множестве системно организованных клеток.
Действительно, я взглянул на человека и сразу узнал в нем своего
31знакомого. Почему попавшее на сетчатку и в мозг впечатление от этот.; человека попало именно в ту ячейку памяти, в которой хранился ещ образ? Такая скорость процесса опознания исключает последователь. ный перебор ячеек памяти. Феномен мгновенного узнавания подск», зывает, что между той инстанцией, в которую пришло впечатление, и той, в которой хранился образ, существует такое взаимодействие, ко: торое позволяет извлечь материал памяти без его последовательного поиска. А это, в свою очередь, предполагает наличие между этими инстанциями взаимодействия по принципу внутримозгового радио.
Другие статьи:
Психологическая характеристика типов темпераментов.
Представления о том, какой у человека темперамент, обычно складывается на основании некоторых характерных для данного лица психологических особенностей. Различая в темпераментах подмечены на основе жизненного опыта многих поколений. Темпе ...
Возможности ребёнка и воспитание
В настоящее время особое значение приобретает задача воспитания нового человека — крепкого и здорового, широкообразованного, всесторонне развитого, обладающего высокими нравственными качествами. Решающая роль в решении этой первостепе ...
Зарубежные исследования
С давних времен умы ученых и философов занимает вопрос: "Как возможно творческое мышление?".
Этой проблемой занимались еще античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон), выдвигая весьма прогрессивные для того времени идеи. Инт ...
Разделы