Первоначально занятия проводились 2 раза в неделю длительностью 1 час. С марта 1996 года занятия проводятся 3 раза в неделю. На первых занятиях, однако, реальное рабочее время, т.е. когда Олег оставался на своем месте и нашей помощью пытался выполнить задание, составляло 10 минут на протяжении часа. Эти 10 минут складывались из коротких промежутков времени (иногда по 10-20 сек.), между которыми Олег выбегал из комнаты и ходил кругами, раскачиваясь и шумно вокализируя. Задание, предлагавшееся на первом этапе, можно разделить на несколько блоков:
1. Тренировка произвольного внимания, усидчивости, построение связи между рисунком и письменной инструкцией и соответствующим действием:
- Выполнение одинаковых устных и письменных инструкций (например, «Положи книгу на подоконник»);
- Складывание в коробки форм;
- Узнавание предмета по описанию его функционального значения («Покажи чем мы причесываемся, чем мы пишем» и т.д.);
- Определение предмета на ощупь;
- Имитация движений.
2. Обучение навыкам самообслуживания и навыкам бытового поведения:
- мытье рук, умывание и чистка зубов;
- сортировка белья в комоде;
- вытирание пыли.
3. Обучение коммуникации с помощью карточек:
- Игра «вопросы-ответы» с использованием карточек «Да» и «Нет»;
- Использование карточек, обозначающих различные виды деятельности, и предложение выбрать из двух карточек предпочитаемую активность.
С целью организации учебного и рабочего поведения Олега территория квартиры была разделена на несколько функциональных частей. В одной комнате проходили занятия, в другой Олег мог передохнуть, лишь в кухне Олегу разрешалось есть. Если Олег вскакивал из-за стола во время выполнения задания и пытался выбежать из комнаты, его заставляли вернуться к столу и взять карточку «передышка», тем самым, обозначив желание передохнуть. В результате длительность рабочего времени стала расти, и в настоящее время длительность рабочего поведения составляет 70-80 минут в течении 100 минут занятий. Сейчас Олег может работать без передышки 20-30 минут.
Ввиду способности Олега оценивать свое состояние учебная программа разрабатывалась с учетом запросов пациента и в тесном контакте с ним и его родителями. Перед началом Олег со своим отцом сформулировал свои положения-задачи:
1. Научиться читать самостоятельно, не нуждаться при этом в присутствии отца и не рвать книги;
2. Научиться писать при тех же условиях;
3. Одеваться самостоятельно, без участия родителей;
4. Не бегать бессмысленно по квартире, не хватать ненужных вещей и другие не подходящие предметы;
5. Стать человеком, умеющим планировать и целенаправленно осуществлять обычные повседневные дела.
Некоторые из перечисленных задач в ближайшем будущем кажутся недостижимыми: наблюдается явное рассогласование между внутренними целями нашего пациента и внешним поведением, полное отсутствие произвольности в реальной деятельности. Однако опора на существующие внутренние задачи позволило нам заключить с Олегом договор регулирующий наши взаимоотношения во время занятий и направляющий его усилия по организации собственного поведения.
Идея договора или «поведенческого контракта» была взята нами из опыта оперантного обучения аутичных подростков, описанного в работе К. Парк «Социальное развитие аутиста: глазами родителя» (1994). Подобный договор позволяет регламентировать положительные и отрицательные подкрепления, предоставляемые пациенту за выполнение заданий или определенное поведение, что помогает повысить его учебную мотивацию.
Очень положительным моментом оказалось наглядное предоставление очков за успешную работу. За сосредоточенное выполнение задания, внимание, самостоятельность или использование коммуникативной карточки Олег получал прикрепляемые на особую доску монетки, сумма которых подсчитывалась в конце занятия и опускалось в копилку. Когда Олег видел, что его успешные действия подкрепляются монеткой, эффективность его действий повышалась. С другой стороны, за деструктивное поведение, определенное количество монеток-очков снималось, и наглядность подобного отрицательного подкрепления так же помогала контролировать поведение Олега.
Интересно, что в начале наших занятий Олег с трудом переносил похвалу, особенно за простые (объективно) задания. Часто он реагировал на подобную похвалу самоагрессией (кусал себе руку). На молчаливое подкрепление тех же действий с помощью монеток он реагировал значительно спокойнее и даже выражал удовлетворение. Дальнейшая комбинация этих видов подкрепления позволила в настоящий момент преодолеть негативную реакцию на словесную похвалу.
Другие статьи:
Психолого-педагогические рекомендации для
проведения урока с учетом особенностей темперамента младших школьников.
Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.
Прежде всего, нужно отметить, что очень важно умение учителя ...
Тревожность, как проявление эмоциональной сферы
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. ...
Движение в кадре и монтаж
Телевидение позволяет не только показать форму предметов, но и их движение, развитие действия в пространстве и времени.
Движение на телеэкранах присутствует в трех видах. Перемещение людей, предметов перед неподвижной камерой принято наз ...
Разделы