Анализ и интерпретация полученных результатов

Страница 1

В проведенном исследовании принимали участие студенты I курса факультета английского языка и психологии Пятигорского государственного лингвистического университета. Выборка составила около 92% студентов. Особенностью выборки явилось то, что ее составили преимущественно лица женского пола (89%), что в целом отражает специфику ВУЗа. Исследование проводилось в начале учебного года (октябрь 1999 года).

Целью нашего исследования было выявление психологических особенностей и анализ учебной мотивации студентов. Почему наше внимание привлекли именно учебная мотивация студентов? В первую очередь наш интерес определяется тем, что развитие учебной мотивации является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, учебная мотивация выступает в качестве личностно-образующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Учебная мотивация относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которой можно судить об уровне сформированности личности.

Изучение влияния учебной мотивации личности индивида на различные сферы ее деятельности подтверждает положение о том, что общие и специфические условия деятельности, преломляясь в сознании, по-разному проявляются в реальном поведении. Причина существенных отклонений в поведении одного лица от другого - в субъективном восприятии данных условий.

Таким образом, первым этапом нашего исследования было знакомство и наблюдение. Знакомство проходило в виде беседы в непринужденной обстановке, без присутствия преподавателей. Студенты реагировали адекватно, с желание рассказывали об их проблемах в учебе и отношениях с преподавателями и сокурсниками. В результате наблюдение мною были выделены существенные особенности каждой группы. Было выделено, кто является лидером, какой тип взаимоотношений у студентов данной группы, как влияет лидерство на учебную деятельность. В ходе беседы нам удалось выявить, что необходимо для успешного обучения, с точки зрения студента. Какое место занимает преподаватель в жизни студента. Для максимально возможного сбора информации нами была использована анкета.

В связи с тем, что учебная мотивация, бесспорно, имеет огромное значение в формировании и развитии личности индивида, в регуляции его поведения и деятельности, в процессе анализа полученных данных мы выявили, что наиболее характерными особенностями для студентов I курса является направленность на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознание, суть которого – установка по отношению к себе. Для этого возраста характерно появление жизненных планов, проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла. Также характерными особенностями является обостренные способности к вчувствованию в состояние других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Знаменательно, что некоторая часть студентов I курса начинают тяготеть к лидерству (стремятся научиться оказывать влияние на других).

У 23% студентов наблюдается потребность в доминировании, т.е. принятия себя другими или группой других как лидера, которому дозволено говорить большее время, принимать решение. Что очень помогает преподавателям правильно организовать процесс обучения в группе. У большей части студентов (77%) наблюдается потребность в аффиляции, т.е. стремление быть в обществе других людей, в дружеском отклике, принятия группой, сверстниками. Они склонны к сотрудничеству, кооперации, гибки и компромиссны при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, сознательно следуют условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с преподавателями и сокурсниками. Они общительны, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях. Выявлено, что существенное, но неоднозначное влияние на обучение оказывает потребность в общении и доминировании.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Оптика и изображение
Кинематографисты давно стремились соединить в одном кадре особенности планов разного масштаба, то есть наполнить кадр информацией, обращенной и к чувству, и к разуму зрителей одновременно. Именно это определило интерес кинооператоров к ши ...

Сенсорные способности плода
Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о наличии у плода активной сенсорной системы. Как известно, органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременност ...

Страх как ценность
Согласно научному мнению, излагаемому Додоновым (1978), существует разновидность проникающих ценностных ориентаций – ориентация людей на определенные переживания, придающие определенную ценность вызывающим их объектам и деятельностям. Эмо ...