Заключение

Психология » Радиофобия » Заключение

Страница 2

"Влияние хронического стресса многопланово и затрагивает практически, все аспекты жизни - от состояния здоровья до нарушения социально–профессиональной адаптации. Стресс и повышенная тревога при эпидемическом характере распространения приобретают статус социальных факторов” (там же, с. 60).

Преодоление этой проблемы психологическими средствами автором исследования видится в индивидуальной психологической работе с жителями через службы психологической поддержки, особенно в работе с местными специалистами и представителями органов власти. Так как именно их эмоциональное состояние и поведение рассматривается населением как индикатор опасности.

В частности, предлагалось:

“- оказание психологической (психотерапевтической) помощи специалистам и представителям местных органов власти в целях снижения эмоциональной напряженности;

- обучение (тренинг) представителей местных органов власти с целью повышения их компетентности в области решения управленческих задач и организации жизнедеятельности города;

- разработка психологически обоснованных рекомендаций для средств массовой информации с целью снижения возникающих массовых явлений эмоционального стресса" (там же, с. 69).

Следует отметить и то, что у населения имеет место:

"своеобразное состояние сознания, вызванное отсутствием культурной нормы реакции на катастрофу. Это порождает особое, не всегда осознаваемое и не приспособленное к реальным условиям отношение к жизни (мифологическое) в этих районах” (там же, с. 73). При том, что "осознание последствий аварии, связанной с выбросом радиоактивных веществ, является весьма длительным процессом" (там же, с. 73).

Культурной нормы на радиационную катастрофу, по правде говоря, и быть не могло у населения из российской глубинки, но с сожалением можно согласиться с тем, что выработка такой нормы становится здесь необходимостью. Тем более что ломаются культурные нормы отношения к окружающей природе:

"Опасность существует в питьевой воде, загрязненном воздухе, которым приходится дышать. Опасность заключена также в загрязненной почве на огородах и в садах, в самой земле, на которой живут люди. Возникает восприятие всего окружения как опасного" (там же, с. 91).

"У детей все более откровенно проявляется устойчивый стресс перенапряженности. Коренное изменение привычного для них образа жизни, постоянное присутствие в этой жизни "радиационного фактора" сформировали у них стереотипы психологической и поведенческой реакции. Крайне негативную реакцию у подростков, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на ЧАЭС, вызывают нарушения их привычных естественных условий жизни, связанной с постоянными контактами с природой".

Таким образом, Чернобыльская катастрофа – в полной мере катастрофа экологическая в том смысле, что приводит не только к фактическим изменениям дома (эйкоса) человека, но и к серьезной и, возможно, необратимой деформации его образа, что, в свою очередь, не может не сказываться на свойствах личности и индивидуальности.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Физиологические основы страха
А. Кемпински (1975) считает, что на основании наблюдений за поведением животных можно с достоверностью сказать о том, что страх среди животного мира встречается часто и наблюдается уже на низших ступенях филогенетического развития (Кемпинс ...

Заключение.
Безусловно, зная хотя бы приблизительно, к какому типу личности принадлежит ваш собеседник, вы можете легко угадать, что он сделает в следующий момент, как отреагирует на ваши слова и что и как нужно говорить, чтобы избежать конфликта с н ...

Понятие социодрамы
Социодрама – это метод социальной психокоррекции межгрупповых отношений и ролевой самоорганизации личности. Социодраматическая ролевая игра – это психосоциальная импровизация личности, в процессе которой она осваивает навыки (или коррект ...