Зависимость тревожности от психических свойств личности.

Психология » Тревожность и экзаменационные испытания у человека » Зависимость тревожности от психических свойств личности.

Страница 1

Каждый конкретный учащийся по - разному переживает "трудную" ситуацию и проявляет различную степень тревожности, в зависимости от своей заинтересованности в конечном результате.

В опытах современных зарубежных и российских психологов накоплено достаточно фактов, убеждающих в том, что поведение индивидов в критических ситуациях зависит от свойственных им типов нервной системы, особенностей темперамента.

Например, для изучения учебного стиля деятельности студентов в лаборатории имени Б.Г. Ананьева был разработан самооценочный опросник [27, с.57-59]. Многие авторы считают не только правомерным, но и целесообразным использование в психодиагностике самонаблюдения испытуемых. Так, обобщая точку зрения Б.М. Теплова и К. Израда [15, с.325], А.Е. Ольшанникова [27, с.59] считает, что “для ряда психологических исследований самонаблюдение имеет неоспоримые достоинства и даже преимущества перед рядом ''объективных'' методов, уводящих от психологического исследования”.

Вопросник содержит 14 вопросов, позволяющих оценить регулярность, систематичность учебной деятельности, и 14 вопросов, диагностирующих наличие в стиле деятельности приемов, обусловленных слабостью (силой) нервной системы. Вопросник носит закрытый характер, т.е. студент лишь выбирает один из предложенных вариантов ответа. Только на последний вопрос ''Расскажите подробно, как вы готовитесь к выпускному экзамену?'' студент дает самостоятельный ответ.

О регулярности работы студентов (в самооценке) судили по:

1) ведению конспектов лекций;

2) подготовленности к семинарским занятиям, коллоквиумам;

3) чтению литературы по учебному материалу, монографий;

4) проработке к экзамену, зачету указанных преподавателями вопросов;

5) работе во время экзаменов и т. п.;

-всего 14 вопросов, позволяющих набрать максимально 14 баллов по регулярности учебной деятельности.

Выделяя для анализа приемы учебной деятельности, обусловленные слабостью (силой) нервной системы, мы следовали за наблюдениями, сделанными в работах Н.С. Лейтеса [19],

А.К. Байметова [3] и других специалистов, обобщенными В.С. Мерлиным [22] и Я. Стреляу [38]. Этими исследователями доказано, что в учебной деятельности учащимся со слабой нервной системой свойственны постоянная проверка своих действий, широкое использование черновиков, конспектов, тщательное продумывание, проговаривание или подробная запись предстоящего ответа, выступления, а также регулярность, ритмичность в работе, широкое использование дополнительной литературы, стремление заниматься одному в тишине. Быстро утомляясь, учащиеся со слабой нервной системой стараются выполнить задания по возможности заблаговременно, чтобы не допустить ''штурма'', избежать риска.

Несмотря на все это, они очень волнуются на экзаменах и часто не раскрывают полностью своих знаний. Приемы их учебной деятельности являются своеобразным показателем слабости нервной системы в стиле учебной деятельности. Как и по регулярности, максимум здесь - 28 баллов „слабости".

Исследователи стиля учебной деятельности

школьников показали, что он тесно связан с природными свойствами, в частности особенностями нервной системы. Даже специальное переучивание, предпринятое на группах учащихся М.Б. Прусаковой [33], не изменило их природного стиля. Следовательно, вправе ожидать и у студентов такую связь стиля деятельности, в частности её регулярности, и особенностей нервной системы.

В то же время диагностика нервной системы - длительная ответственная процедура, проводимая обычно в лабораторных условиях с помощью специальной аппаратуры. Причём, диагностика каждого свойства дублируется с помощью разных методик, обращённым к различным анализаторам и эффекторам. Используемый опросник изучения стиля деятельности не даёт возможности диагностировать слабость (силу) нервной системы.

Сила (слабость) нервной системы диагностируется по широко применяемой в психологической практике методике выраженности закона силы, разработанной исследователем В.Д. Небылициным [23] (правда, не на всех выборках – иногда применяется сокращённый вариант этой методики, описанный Б.С. Одерышевым. Кроме того исследовались скоростные характеристики нервной системы студентов по бланковой методике ''Инструкции'' В.Т. Козловой [17], рассматривая ошибки при выполнении задания как показатель интеллектуальной лабильности.

Огромный резерв повышения учебной успешности студентов - увеличение регулярности занятий, выработка систематичности в учебной деятельности.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Заключение.
Какова же роль эмоций? Эмоции, во- первых, отражают в своём качестве характер протекания различных жизненных процессов. Во- вторых, они управляют этими процессами, активизируя или тормозя их в зависимости от необходимости. Под жизненными ...

Этический свод законов компании в профессиональной сфере
Если ваше решение законно и соответствует контрактным соглашениям и политике компании, то следующим шагом будет обращение к этическому кодексу вашей компании или профессиональной сферы. Этот письменный документ суммирует нормы этического ...

Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребёнка.
СЕМЬЯ - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, про ...