В своей деятельности специалист должен руководствоваться определенной системой теоретических представлений, которая служит для него ориентиром и помогает сформировать стратегию психотерапии. Это отнюдь не преуменьшает роль интуитивных, творческих возможностей психотерапевта, но придает его деятельности определенную перспективу и помогает осмыслить клинические наблюдения. Многие специалисты традиционной ориентации избегают работать с семьей в полном составе, испытывая в присутствии ее членов неудобство и тревогу. Четкие теоретические позиции помогают специалисту чувствовать себя более уверенно.
При работе с семьями психотерапевт должен быть вооружен определенными теоретическими представлениями, помогающими ему объяснить поведение и взаимоотношения членов семьи с системных позиций и служащих для него своеобразной «картой». Ориентируясь по ней, он не растеряется, анализируя разнообразные аспекты поведения членов семьи, и сможет более успешно проводить диагностику тех или иных нарушений, имеющихся в семейной системе. В свою очередь, правильная диагностика помогает разработать стратегию психотерапевтического воздействия. Семейный психотерапевт должен располагать достаточно широкой теоретической базой, позволяющей ему разобраться во внутрисемейных отношениях. Системные представления обладают при этом наибольшими описательными возможностями. Другие представления могут в той или иной степени сужать диапазон диагностических возможностей специалиста и даже мешать правильной оценке ситуации. Системная оценка семьи предполагает диагностику на трех основных уровнях. Во-первых, психотерапевт должен оценить индивидуальные особенности каждого члена семьи и то, каким образом они влияют на внутрисемейные отношения. При этом он может пользоваться психодинамическими, гуманистическими и когнитивно-бихевиоральными представлениями, помогающими понять особенности психического склада каждого члена семьи. Необходимо понять, какое влияние они оказывают на семью в целом. Для этого психотерапевт должен быть вооружен развитой системой теоретических представлений. Необходимо помнить о том, что уже при своем рождении ребенок обладает определенными особенностями темперамента, отличающими его от других членов семьи.
Для того чтобы понять, каким образом тот или иной член семьи влияет на характер внутрисемейных отношений, необходимо принять во внимание особенности его темперамента. Столь же значимым является и учет физической конституции, интеллектуальных возможностей, а также времени рождения ребенка с точки зрения представлений о жизненном цикле семьи. Семейный психотерапевт должен быть достаточно хорошо знаком с описанием всех психиатрических или бихевиоральных концепций. Стремясь оценить семейную систему в целом, он должен учитывать и индивидуальные особенности членов семьи.
Во-вторых, наряду с необходимостью оценки того, как каждый член семьи влияет на семью в целом и наоборот, следует оценить семью с системных позиций. Семья, в особенности ее взрослые члены, оказывают на ребенка очень большое влияние. Известно, что система ценностей усваивается ребенком прежде всего благодаря его общению с родителями в первые семь лет его жизни. Его общение со сверстниками и учителями позволяет определенным образом сузить, расширить или изменить эту систему ценностей. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками существенно влияет на его представление о себе самом.
Третий уровень диагностики предполагает оценку взаимоотношений семьи и общества. Можно рассматривать семью как некую промежуточную сферу, отделяющую, с одной стороны, индивидуальные потребности ее членов, а с другой — требования и ожидания общества. Семья выполняет функцию некого механизма, позволяющего удовлетворять индивидуальные потребности членов семьи и, в то же время, регулировать их поведение в ответ на требования социума. Семейный психотерапевт должен достаточно хорошо понимать, какими социальными ресурсами располагает та или иная семья. В определенных случаях семья должна воздействовать на социум, в частности, на школьную среду. Многие семьи, например, обращаются за психотерапевтической помощью из-за нарушений поведения ребенка в школе или его плохой успеваемости. При этом они понимают, что инициатива такого обращения фактически исходит не от них, а от школы. Родители могут жаловаться на то, что школа не обеспечивает ребенку достаточной поддержки или предъявляет к нему завышенные требования. При этом они воспринимают школьную среду не как одну из форм социальной поддержки ребенка, а как враждебную и вредную для него. При оценке такой семьи психотерапевт может отметить, что она, стремясь защитить ребенка, формирует в нем негативное отношение к школе. Это, например, характерно для семей североамериканских индейцев, система ценностей и формы взаимоотношений которых отличаются от тех, которые свойственны большинству американских семей. Школы обычно стремятся привить детям, представляющим коренное население Северной Америки, ценности большинства. Психотерапевт, хорошо осознающий влияние общества на семью, будет стремиться определенным образом повлиять на школу, для того чтобы ее работники проявили к таким семьям больше внимания. Совершенно иной взгляд был бы связан с попыткой психотерапевта следовать требованиям школьного окружения таких детей и его согласием с тем, что лишь одни эти дети или их семьи должны являться основным объектом психотерапевтического воздействия.
Другие статьи:
Филогенетические уровни биологической памяти
Биологическая память— это фундаментальное свойство живой материи приобретать, сохранять и воспроизводить информацию. Различают три вида биологической памяти, появление которых связано с разными этапами эволюционного процесса: генетическую ...
Психокоррекционная работа со студентами.
На 1 курсе перед преподавателем стоит нелегкая задача - построить учебный и воспитательный процесс, ориентируясь на разные возможности, разные индивидуальные качества студентов. Преподаватель в начале года не знает этих индивидуальных осо ...
Эмоциональные состояния - индикаторы восприятия нашей жизни
Для того чтобы иметь представление о том, что означают чувства, нам важно хотя бы немного понимать их.
Экзистенциальный анализ выделяет две основные группы чувств.
Первая - эмоциональные состояния. Именно они дают информацию о нашем ...
Разделы