Этика личности и корпоративная этика

Психология » Теоретические аспекты делового общения » Этика личности и корпоративная этика

Страница 18

Современное общество выработало сложную систему этических пра­вил, которые позволяют людям сосуществовать вместе и выполнение ко­торых строго обязательно для каждого. Большего от человека общество не требует. Вмешательство в приватную жизнь — табу. Свое поведение выби­рает сам человек. В этой связи интересно определение А. Швейцером этики как "имени, которое мы даем хорошему поведению. Мы чувствуем обяза­тельство не только перед самим собой, но и перед другими, перед обще­ством в целом". Иначе говоря, этика — это принципы, ведущие нас к принятию решения, которое благоприятно отразится на окружающих. Однако они далеко не всегда соблюдаются в практических отношениях между деловыми партнерами.

Каковы же причины неэтичного поведения в деловом общении?

1. Слишком большой акцент на прибыль.

2. Неправильное понимание верности интересам компании.

3. Чрезмерное увлечение личными амбициями.

4. Расчет на то, что тебя не поймают.

5. Неуверенность в правильности или в неправильности действий.

6. Нежелание занять этическую позицию.

Понимание основных причин поможет стать более восприимчивыми к тем сигналам возрастающего давления на вас, которые заставляют вас поступиться своими принципами.

Рассмотрим эти причины подробнее.

1. Первая и, возможно, самая важная причина неэтичного поведения -это слишком большое внимание, уделяемое компанией получению при­были.

Примером может служить компания Beechnut no производству яблочного сока. Должностные лица компании сначала приобрели сомнительный, но де­шевый концентрат, так как Nestle, их головная компания, требовала и повы­шения прибыли, и увеличения денежного потока. Учитывая предыдущие пока­затели работы компании Beechnut, эти цели были нереальны, по крайней мере на ближайшее будущее. Чтобы сохранить свои рабочие места и улучшить положение компании, должностные лица Beechnut считали возможным обхо­дить этические нормы стороной.

Слишком большой акцент на прибыль может убедить менеджеров, что цель оправдывает средства. Другими словами, если при оценке деятельнос­ти руководства имеет значение только доход, то основным принципом ра­боты менеджеров становится "делай все необходимое для его увеличения".

2. Реакция должностных лиц компании Beechnut на нереальные цели по достижению большей прибыли вскрывает и другой фактор неэтичного поведения: искаженное понимание верности компании. В этом случае ме­неджеры думают, что их действия, хотя и имеющие сомнительный характер, идут на благо компании.

3. Менеджеры, которые хотят обойти своих коллег или работают для перманентного должностного роста, часто чувствуют, что не могут себе позволить потерпеть неудачу. Они могут пойти на все, чтобы достичь по­ ставленных целей. Чтобы заслужить повышение, им нужно гарантировать успех, и они могут добиться этого, например минимизирую контролиру­емые расходы. Менеджер может не проводить техническое обслуживание оборудования, сократить или отложить необходимые научные исследования или не учитывать критерии оценки качества. Такие действия могут представить менеджера (и даже компанию) в выгодном свете на короткий период, но продолжающееся игнорирование этих факторов оказывается опасным для благосостояния компании.

4. Менеджеры, убежденные в том, что цель оправдывает средства, час­ то думают, что их неэтичные действия никогда не обнаружатся. К сожале­нию, часто так и происходит. Поэтому эта причина неэтичного поведения трудно поддается исправлению. Находясь под сильным давлением и стремясь достичь определенной производительности, менеджер может обхо­дить некоторые меры по контролю качества. Например, он может проигно­рировать проверку болтов на размер и устойчивость или погрузить для отправки произведенный товар, не завершив проверку, предусмотренную контрактом. Рассчитывая на то, что никто никогда не выяснит правду, ра­ботники склонны искажать некоторые данные, например такие, как статья расходов. Они преувеличивают расходы на питание, чтобы компенсировать непредусмотренные личные расходы, или включают непонесенные расхо­ды (оплата обедов других лиц или несуществующие выплаты за такси). Пред­ ставители торговли могут преувеличить число продаж за определенный период, если они уверены в том, что никто не раскроет их действия. Работ­ники, приходящие на работу вовремя, но проводящие время в чаепитиях, перекурах и болтовне, не сомневаются, что получат свою зарплату. С другой стороны, некоторые компании, побуждая работников действовать соглас­но нормам деловой этики, позволяют себе месяцами не выплачивать им зарплату, уверенные, что те "никуда не денутся".

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20

Другие статьи:

Происхождение и развитие агрессивности .
В теории, объясняющей природу агрессивнос­ти, существует три отличных друг от друга под­хода. Все они отражают воззрения конкретных исследователей и психоло­гических школ разного времени. Основоположником этой теории является Зигмунд Фре ...

Сознание и язык. Естественные и искусственные языки.
Выше мы уже показали, что язык формировался и развивался в тесной связи с развитием труда и общества. При этом одной из предпосылок его возникновения на биологическом уровне явились существующие уже у высших животных системы звуковой сигн ...

Запечатление, сохранение и переработка информации.
Среди явлений, характерных для следующего этапа прохожде­ния информации, главная роль принадлежит памяти свидетеля, его способности удерживать в сознании воспринятый материал. Уже при переходе воспринятого образа в представление он подвер ...