В заключении считаю необходимым отметить:
1) В рамках данной работы, наверное, невозможно охватить все концепции и подходы к исследованию творческого мышления (остались неосвещенными работы Л.С. Выготского, Ч. Спирмена, оригинальный подход В.М. Вильчека, и других). Однако, на основании анализа имеющихся в распоряжении материалов по проблеме, можно сделать следующие выводы:
– Большинство авторов согласны, что в процессе творческого мышления большая роль отводится бессознательному. Предложены различные схемы решения творческих задач, однако большинство авторов согласны, что в процессе такого решения задействуется как сознание, так и бессознательное, т.е. на разных этапах решения проблемы ведущая роль переходит от одной структуры к другой;
– несмотря на многочисленные исследования, многие вопросы до сих пор остаются дискуссионными.
Например, большинство исследований строятся с использованием творческих задач, в то же время до сих пор не существует единого мнения о том, какие же задачи считать творческими. Отечественным представителем информационного подхода Г.А. Голицыным [3] предложен следующий критерий: если решение (или множество решений) задачи лежит за пределами множества исходных представлений (т.е. сферы сознания) субъекта, то именно такую задачу мы можем считать творческой. Существует и другой подход к определению творческих задач, предложенный современным исследователем творческого мышления Я.А. Пономаревым: "…класс задач, решения которых доступны машинному моделированию, не входит в класс творческих, к последнему могут быть отнесены лишь те, решения которых принципиально не поддаются машинному моделированию. Более того, невозможность моделирования решения таких задач может выступить одним из достаточно отчетливых практических критериев подлинного творчества" [11, с. 13].
Исследователи также до сих пор так и не пришли к единому мнению, какие же личностные особенности считать основными для креативной личности. Наиболее часто современными исследователями упоминаются такие индивидуальные особенности творческой личности, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, специфическое восприятие действительности, высокая внутренняя мотивация и эмоциональная лабильность.
2) В последнем разделе автор приводит свою возможную классификацию факторов, влияющих на возможности проявления креативности, а также некоторые способы воздействия на них.
* The most salient mark of a creative person, the central trait at the core of his being is, as I see it, just this sort of courage. … it is personal courage, courage of the mind and spirit, psychological or spiritual courage that is the radix of a creative person: the courage to question what is generally accepted; the courage to be destructive in order that something better can be constructed; the courage to think thoughts unlike anyone else's; the courage to be open to experience both from within and from without; the courage to follow one's intuition rather than logic; the courage to imagine the impossible and try to achieve it; the courage to stand aside from the collectivity and in conflict with it if necessary; the courage to become and to be oneself.
[1] Под проявлением творческих способностей (креативности) здесь и далее подразумевается раскрытие творческого потенциала.
[2] Под установкой здесь и далее подразумевается определенный взгляд на идею, основанный на убеждениях и эмоциях; как правило, установки мешают проявлению креативности, поскольку блокируют проявления бессознательного.
[3] Правило де Чармса заключается в том, что если человек вознаграждается за нечто, что он делает или сделал по собственному желанию, то такое вознаграждение будет способствовать ослаблению внутренней мотивации.
Другие статьи:
Наиболее
частые формы проявления невротического страха
Форма и сила страха при неврозах бывают разнообразными.
1. Постоянная форма – неопределенное беспокойство. Человек постоянно находится в состоянии внутреннего напряжения, предчувствует несчастье и угрозу. Иногда беспокойство концентрируе ...
Американцы на деловых переговорах
На деловых переговорах для американцев характерен хороший настрой, энергичность, а также внешнее проявление дружелюбия. Они ценят шутки и хорошо на них реагируют.
Каждый отдельный американец, занимающий в компании высокое положение, имее ...
Второй и третий годы жизни.
· Когнитивное развитие.
Рассматривается в рамках развития сенсомоторного интеллекта, предметных действий разной степени сложности, оосвоения культурных способов овладения предметами и развития речи. Роль взрослого состоит в предоставлени ...
Разделы