Получение, накопление и обработка информации.

Психология » Судебная психология » Получение, накопление и обработка информации.

Страница 1

Первым и простейшим средством получения информации о яв­лениях реального мира служат ощущения, отражающие отдельные свойства и стороны этих явлений. Наши органы чувств в основном правильно отражают действи­тельность и служат надежной основой жизнедея­тельности человека. Особую остроту придает органам чувств человеческая мысль. «Орлиный глаз,—писал Энгельс,—видит значительно дальше человеческого глаза, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно. более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются известными при­знаками, различных вещей»'.

Мышление предостерегает нас от многих ошибок, которые, ка­залось бы, неизбежны в силу явлений обмана зрения, слуха и дру­гих органов чувств.

Конечно, чувственные возможности людей ограничены порога­ми, которые детально исследованы в психологии. Ограничена и разрешающая способность, то есть количество объектов, различае­мых при помощи того или иного органа чувств, и минимальное вре­мя, потребное для раздельного восприятия определенных объектов.

Способность ощущать индивидуальна. Она может быть пони­женной и повышенной, а также носить патологический характер. Остротам отдельных органов чувств значительно возрастает под влиянием тренировки.

Величина порога ощущений зависит от привыкания к определен­ным условиям — адаптации, которая может иметь и положитель­ное, и отрицательное значение для точности показаний. Восприимчивость к отдельным раздражителям у одних и тех же людей бывает переменной в зависимости от их физического и пси­хического состояния, что необходимо учитывать при проверке по­казаний свидетеля, когда возникает сомнение в его способности видеть, слышать или иначе ощущать описываемое явление. .

Экспериментально установлено, что чувствительность может быть обусловлена и чередованием, и взаимодействием ощущений. Интенсивный раздражитель, воздействующий на один из органов чувств, снижает чувствительность к слабым сигналам, действую­щим на другие органы чувств; отдельные же ощущения, напротив, повышают их восприимчивость.

Поскольку разные стороны и свойства предмета (явления) воз­действуя на органы чувств, вызывают систему различных ощуще­ний, в человеческом сознании отражается более или менее це­лостный образ предмета. Такое отражение, Называемое восприятием, служит наиболее богатым источником информации.

Известно, что на полноту и точность восприятии влияют прош­лый опыт, знания, потребности, интересы и, что особенно важно, цеди и задачи, которые ставит перед собой воспринимающий. С этим связана избирательность восприятии — преимущественное выделение определенных объектов и признаков. Порождая разли­чия в восприятиях и последующих показаниях, она вызывается при­чинами объективными, к которым относятся особенности восприни­маемых объектов и/условия восприятия, и субъективными, то есть индивидуальными особенностями свидетеля и его отношением к вос­принимаемым объектам.

Полнота и точность чувственной информации зависит от объема и характера внимания, эмоциональной окраски восприятии, содер­жания деятельности воспринимающего, его установок. Короче го­воря, нет ни одной психической закономерности, которая не оказы­вала бы какого-то влияния на материал будущих показаний, и на­личие таких влияний должно выясняться и оцениваться следовате­лем и судьей.

Чрезвычайно большое и важное место в материале показаний принадлежит информации, извлекаемой свидетелем в результате общения с людьми при помощи речи. Правильность восприятия речи во многом зависит от знания свидетелем языка, его способ­ности правильно понимать сказанное или написанное. Устная речь по сравнению с письменной может содержать дополнительную ин­формацию. Тон, интонационные изменения и акценты, а также ми­мика и пантомимика говорящего позволяют точнее понять сказан­ное. Однако и устная речь зачастую допускает различное толкова­ние. Этим объясняется возможность искажения в показаниях «со слов».

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Комплексный подход к диагностике нарушений развития.
Преодоление порочного подхода к диагностике нарушений умственного развития на основе чисто количественной психометрической оценки результатов выполнения детьми тестовых заданий и отказ от придания тестам ведущей роли в отборе умственно от ...

Выявление состояния аффекта.
В составах преступлений, предусмотренных ст.ст.107, 113 УК года, в качестве обязательного признака, относящегося к субъективной стороне преступления, назван аффект. Имеется в виду физиологический аффект. Напомним, что патологический аффе ...

Социально – психологические особенности подросткового возраста как причина нарушения поведения
Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили свое название “подросткового комплекса» , а обусловленные ими нарушения поведения – «пубертатного криза» Подростковый комплекс включает перепады нас ...