Когда тяжелее всего
Есть три ситуации, в которых дети наиболее уязвимы, то есть подвержены стрессу. 1. Школа Понятно, что переход к школьной жизни часто вгоняет ребенка в стресс. И название у этого стресса имеется - школьная фобия
, а попросту страхи. На первом месте у младших школьников боязнь учителя и боязнь оценки. Оценка убивает любовь, которую ребенок привык получать ни за что, а теперь она зависит от начисленных баллов. Поэтому перед особенно "страшным" уроком у него может все время болеть голова
, подниматься давление
.В предподростковом возрасте тяжелее всего переносятся насмешки и издевательства сверстников.В ответ на все эти школьные страхи у активного, живого ребенка может вспыхнуть все та же агрессия
, от которой родители просто теряются. Еще бы: боится-то он учителя, а третирует близких. Обычно так реагируют дети до десяти лет, но и со старшими это случается - чаще из-за неприятия одноклассниками.Все то же самое может быть причиной странной рассеянности, неспособности сосредоточиться
, которая так раздражает многих родителей. Некоторые особо чувствительные детишки только так всегда и реагируют на любую нервную перегрузку. Что делать?
Пытаться приструнить разбушевавшееся чадо не стоит: усилением строгости тут не поможешь, а только ухудшишь дело. С рассеянностью тоже бесполезно бороться, не разобравшись в причинах. Если с помощью доверительных бесед, анализа не удается вытащить ребенка из стресса, придется обратиться за помощью к психоневрологу.Наиболее уязвимы для школьных напастей дети из неблагополучных семей или тех, где нет настоящего контакта с ребенком. Эти бедняги так и называются - "стрессодоступные". Банально, но факт: дети, окруженные любовью и пониманием дома, чувствуют себя в школе гораздо более защищенными. Другое дело, что скатывание в двойки, к примеру, может быть связано не только со школой, но и с обострением семейных проблем.
Семейные конфликты
Ясно, что в несчастных семьях ждать от ребенка здоровья и примерного поведения не приходится. Если дитя не вылезает из простуд
, значит, семейные проблемы сказываются на нем уже очень серьезно. Активные дети реагируют на домашние драмы явно - грубостью, двойками, непослушанием или истериками, а другие - тихие и прилежные - ни сбоев в учебе, ни капризов, да и вообще ничего примечательного не выказывают. Изменения происходят тихо и незаметно. Только очень внимательный родитель может заметить такие симптомы, как: все больший уход в себя
, или заторможенность, отрешенность и даже некоторое оцепенение
, или грусть и пугливость
. Наконец, что печально, дети с очевидными отклонениями в поведении
- это уже результат пребывания в длительном хроническом стрессе, с которым трудно что-либо сделать. Ну например: девочке нравится делать пакости, портить чужие вещи, красть у подружек кукол . Это называется "деструктивное поведение". Весьма вероятно, что из ребенка вырастет опасная личность.Самое распространенное заблуждение - что, если тщательно скрывать от ребенка разлад в семье, делать вид, что все хорошо, дети якобы ничего не заметят. Заметят. И если не осознают, то почувствуют обязательно. А уж страдания матери для ребенка вообще никогда не тайна: он, как локатор, настроен на материнское биополе.Что делать?
За ответом на вопрос: "Что с ним происходит?" почаще обращайтесь к себе: "Что со мной (в нами) происходит?" И лучше не пренебрегать помощью специалиста.
Подростковый возраст
Так называемый подростковый кризис, связанный с поиском собственного "я", с гормональной перестройкой, никогда не обходится без стрессов. И это абсолютная норма. Почему детям особенно тяжело в этот период? Потому что они начинают осознавать трагические стороны жизни.Бритье наголо, потребность тусоваться, жить ночной жизнью, слушать громкую музыку, борьба с миром взрослых, уход в одиночество, та же агрессия - все это в принципе тоже способы снятия стресса. Арсенал этих средств у подростка велик: ну вот музыка
, например. Сел с наушниками и отключился. Вроде напряжение как рукой сняло. Только у "музыкальной защиты" есть и оборотная сторона. Полный уход в музыку - это потеря контакта с родителями, отказ озвучивать свои проблемы.Что делать?
Тут важно помнить одно: результат того, как дети переживут этот трудный возраст, зависит в первую очередь от отношений с родителями. Если семейное напряжение в эту пору сильно зашкаливает, дети вообще могут так и не найти свое "я", например, и навсегда застрять в 13-летнем возрасте. А если подросток не смог принять и полюбить себя, то он всю жизнь будет страдать от заниженной самооценки, которая обернется массой проблем. Понаблюдайте, а не замкнулся ли ваш ребенок, не загрустил, не ушел ли в себя или в виртуальный мир? Это сигнал тревоги. На это нужно обратить внимание, поскольку остальные знаковые моменты этого возраста хорошо известны и узнаваемы. Вообще если семейный кризис наложился на трудный возраст, это взрывоопасно. Психолог рекомендуется.
Другие статьи:
Речь и ее функции
Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать дру ...
Социальная психология
Выполняя различные социальные функции, человек становится членом многочисленных социальных групп, каждая из которых в определенной степени влияет на формирование сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, предс ...
Сравнение психологического отношения к смерти в возрастных
группах.
Как стало ясным из вышесказанного, в исследовании принимало участие 5 возрастных групп. В этом параграфе мы проследим как меняется отношение людей к смерти по мере взросления человека, что есть общего и различного между ними.
По мере взр ...
Разделы