Проживать самого себя

Страница 1

В повседневной жизни часто случается так, что мы мало обращаем внимания на нашу интуицию. Мы предпочитаем сле­довать тому, что одобрено общественным мнением, тому, что кто-то нам поручает, или тому, что предписывают нам наши страхи и опасения. Мужчины часто гово­рят, что они в большей степени действуют в соответствии с деловой и профессиональной необходи­мостью «как этого требует здравый смысл».

От женщин я часто слышу, что они скорее бы последовали ожиданиям других в отношении себя и общепринятым образцам пове­дения.

Кларе 37 лет, ей везде рады, она общительна, заму­жем, имеет двоих детей. У нее все в порядке. Никто бы не мог и подумать, что у нее есть проблемы. Однако ее жизнь внутренне пуста, несмотря на то, что внешне Клара актив­на и деловита. Сама себя она считает поверхностным чело­веком, она недовольна собой, у нее есть чувство, как будто бы до сих пор она живет в мире грез. Поскольку она счита­ет, что ее собственные чувства неверны и обманчивы, она старается приспособиться к окружающему миру и ведет се­бя так, чтобы понравиться другим. Чего она хочет сама, она часто не знает, зато гораздо более точно чувствует, чего хо­тят от нее другие. Ее жизнь сосредоточена на достижении успеха, приспособлении и механическом функционировании. И вот теперь

у нее возникает чувство, как будто бы она живет «где-то рядом со своей жизнью». Несмотря на то, что она постоянно чем-то занята, из ее жизни постепенно стал исчезать смысл.

Когда Клара начала обращать внимание на то, что нравится ей самой, на то, что она сама считает хорошим и важным, ее жизнь начала становиться увлекательной. Она должна была сначала научиться находить свое «чутье», воспринимать его, разрешать ему быть. Затем она посте­пенно начала жить в соответствии с ним, независимо от то­го, получала ли она за это признание, считалось ли это до­стижением или нет. Это, конечно, приводило к напряженности в семье, привыкшей к женщине, которая действовала, приспосабливаясь, и теперь ее семья также должна была в некоторых вещах перестраиваться. Вполне понятно, что и сама Клара тоже часто испытывала страх и неуверенность в своих новых попытках. Однако, несмотря на эти эмоциональные состояния, она начала все чаще жить именно так, как она действительно хотела: с детьми, в отношениях с мужем, в свободное время.

Метод, который использовала Клара, за­ключался в том, чтобы всегда сначала спрашивать себя: «Нравится ли мне это делать, или же я делаю это из-за других людей? Или ради их при­знания? Или для того, чтобы функционировать без помех? Только лишь потому, что это требуется?» В возрасте 37, 38, 39 лет Клара постепенно научилась жить своей жизнью. Ее жизнь - это то, что она сама считает правильным, важным и ценным. В соответствии с положениями

экзистенциаль­ного анализа она часто в повседневной жизни задавала се­бе вопрос:

«Нравится ли мне жить так, как я живу?»

А если нет, то:

«Что я могу сегодня сделать для того, чтобы завтра мне нравилось жить?»

О чем мы говорили, в равной степени касается и мужчин, и женщин. Конечно, существуют раз­личия в эмоциональности между мужчинами и женщина­ми, равно как и между людьми одного пола. Так и должно быть, если эмоциональные состояния являются восприяти­ем нашей внутренней действительности - прежде всего те­ла и его состояния и, помимо этого, конечно, прежнего опыта. Различие полов проявляется в том, что внутреннее, чувст­венное восприятие своего тела у женщин развито несколько сильнее, чем у мужчин.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Самооценка и уровень притязаний
Что такое самосознание? В психологической науке принято сле­дующее определение: «Совокупность психических процессов , по­средством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представле ...

Психоаналитический взгляд на проблему
Традиционная психоаналитическая точка зрения – страх переживается только при наличии реальной угрозы. По З. Фрейду, любая ситуация опасности включает потерю любви или объекта любви. Рождение является прототипом ощущения опасности (Фрейд, ...

Учить, но как?
Внутренние действия, которые производят дети, не появляются сами собой. Они формируются на протяжении детства под влиянием взрослых — на основе внешних действий с предметами, поэтому очень важно, чтобы ребенок в раннем детстве постигал ми ...