Помимо эмоциональных состояний, существует также и другая группа чувств. Они раздаются в нас как звук, когда мы обращаемся к человеку или к вещи. Собственно говоря, нам это очень знакомо. Это звучание чувств есть во всем, что мы делаем или за чем мы внимательно следим. Часто мы его не замечаем, не обращаем на него внимания, бросаем в один котел с эмоциональными состояниями или отставляем в сторону.
Однако это звучание чувств имеет иное происхождение, нежели первая группа чувств. Оно возникает благодаря восприятию реальной внешней ситуации. Именно ситуация заставляет это чувство в нас звучать. Это звучание чувств подобно музыке, сопровождающей реальность, подобно внутренней картине внешней действительности. Так как его источник находится вовне, оно возникает одновременно с эмоциональными состояниями, источник которых - внутри. Так, например, мы можем испытывать страх, но все-таки во время еды обращаем внимание на вкусовые ощущения, и еда кажется нам вкусной. До определенной степени нас может захватить книга, мы можем наслаждаться концертом, с интересом слушать доклад и дать фильму увлечь нас, не зависимо от того, с какими чувствами мы пришли. Если переживания увлекательны, мы даже на некоторое время забываем о том, как мы себя чувствуем. Тогда мы обращаем внимание не на наши эмоциональные состояния, а, например, на фильм и на
то, что мы в связи с ним переживаем. Мы чувствуем не себя, а интуитивно угадываем происходящее.
Что мы делаем, если, например, идем в кино и смотрим фильм? Мы слушаем, смотрим, думаем. При этом уже происходит многое: мы заняты чем-то, что не есть мы сами. Мы занимаемся чем-то другим, и сами приводим себя в состояние открытости: глаза и уши открыты, иногда даже рот .
Подобно тому, как в смотрящий глаз благодаря раскрытию зрачков проникает свет, точно так же через душевную открытость и интерес что-то проникает в нас. Что это?
То, что способно прийти к нам в этой открытости, то, что нас трогает и к чему-то побуждает, - это
экзистенциальные ценности. Мы чувствуем, что происходящее нас захватывает, интересует, увлекает, касается нас. Мы испытываем это более или менее сильно мы чувствуем, что от момента к моменту, от пассажа к пассажу это может измениться. Мы чувствуем, что хорошо, а что плохо, что является для жизни важным, а что от нее отдаляет. Мы также чувствуем первые побуждения к действию: например, как нам следует относиться к какому-либо человеку, что мы сейчас должны сказать или сделать. Все это мы чувствуем сначала эмоционально, и лишь потом анализируем это.
Этот второй вид чувств чутье, или интуиция, дает нам возможность просмотреть ситуацию насквозь в отношении ее экзистенциальной ценности, обнаруживая ее смысл и ценность для жизни.
Чувствование - это «ощупывание» ситуации своей нынешней жизнью. Поэтому такие чувства ориентируют человека в происходящем и отвечают на вопрос:
«Что мне нужно сделать в ситуации, чтобы было «правильно»?
Они указывают направление, потому что они более тонкие, чем проницательность, порожденная разумом. Виктор Франкл так истолковывал фразу Паскаля: «У сердца есть свои причины, которые разуму не ведомы» - Действительно важное невидимо для глаза и для разума. «По-настоящему зорко одно лишь сердце», - говорил Сент-Экзюпери в «Маленьком принце». То, что мы можем воспринять и ощутить чувствующим сердцем, выходит далеко за рамки разума. Нам так трудно с этим «шестым чувством», потому что иногда это выглядит как ясновидение, когда наше чутье распознало что-то задолго до того, как это наступило.
Вот еще одна история. Женщина мучается и сопротивляется даже мысли о том, чтобы с двумя детьми уйти из семьи, хотя чувствует, что для нее и для детей дальше оставаться здесь плохо. Муж не понимает ее проблему. Он не вникает в ее чувства и в ее размышления. Женщина же чувствует, что обстоятельства все больше стесняют ее, однако муж думает, что у нее нет причины для того, чтобы это чувствовать уж тем более для того, чтобы уйти. Ведь все в порядке: и она, и дети хорошо обеспечены и устроены. Это так - они хорошо устроены. Однако ее чувство становиться все сильнее - настолько, что она дальше не может жить в этих условиях. И поэтому она уходит, забрав с собой детей, она чувствует, что поступает правильно, хотя живет в большой нужде и испытывает сомнения вплоть до отчаяния. Может быть, это самая большая ошибка, которую она когда-либо сделала? Через годы тяжелейшей нужды и напряжения она постепенно выходит из бедственного положения, но больше никогда не сходится со своим мужем. Эта женщина следовала своему чувству. Она точно чувствовала, что ей было необходимо уйти, и у нее хватило мужества положиться на чутье и на саму себя. Это было в 1938 году. Она была еврейкой. Уехала в Англию, а ее сестра, оставшись, погибла в концентрационном лагере. Ее звали Анна Ламберт. Она описывает свою историю в книге: «Ты не можешь ни от чего убежать». Иногда требуется большое мужество, чтобы настолько, как эта женщина, положиться на свою интуицию. Однако
Другие статьи:
«Странный ребенок»
Маленький мальчик стоит у окна. Рукой он держит занавеску, которую торопливо, шумно передвигает перед собой в зад и вперед. Внезапно он прекращает это занятие, но в остальном его поведение остается без каких-либо изменений. Кажется , он ...
Направления в семейной психотерапии
Кратко расскажу о направлениях и школах зарубежной семейной психотерапии.
1. Школа Пало Алто
Джей Хейли, представитель школы Пало Алто, стал автором метода “проблеморешающей терапии”. Многие методики им были позаимствованы у Милтона Эри ...
Социальная психология как наука
Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть сформулировано следующим образом: социальная психология - наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу ...
Разделы