В большинстве случаев эмоциональные состояния не являются настолько тяжелыми, чтобы была необходима чужая помощь. Можно самому помочь себе ориентироваться среди чувств-индикаторов нашей жизни. Существует
метод, который позволяет отойти на небольшую дистанцию от чувств, которые блокируются и возвращаются вновь при условии, что они не слишком сильны. Это может быть осуществлено благодаря трем шагам, которые создают собственную позицию по отношению к чувству.
1. Сначала следует занять позицию, направленную вовне по отношению к миру, который угрожает, тяготит или печалит. То есть сначала мы смотрим совсем даже не на чувство, а на ситуацию. Мы проверяем, насколько она связана с нашим чувством. Если, например, возникает чувство «все другие лучше меня», то позиция, направленная вовне
заключается в том, чтобы спросить себя:
«Действительно ли это так? На основании чего я это распознаю?»
. Или, если по отношению к кому-то возникает недоверие, нужно задать вопрос:
«Действительно ли есть основания для недоверия? Уместно ли это в данной ситуации?»
.
2. После того как мы смогли открыто взглянуть на мир, мы можем занять позицию, направленную вовнутрь, обратиться к самому чувству и спросить себя:
«Если это мое чувство действительно отражает ситуацию, то каковы могут быть последствия? Смогу ли я их выдержать? «Например, если бы другие сейчас, во время катания на лыжах, или вечером во время игры в преферанс действительно были бы лучше меня, какие бы это имело конкретные последствия? Что бы я потерял благодаря этому? Мог бы я выдержать это сегодня?
Или в другом случае:
«Могу ли я на один день, на время выполнения этой работы, выдержать чувство недоверия?»
3. Сделав первые два шага, человек может теперь спросить себя:
«О чем сейчас, в данной ситуации, для меня идет речь?»
. Так мы занимаем позицию по отношению к позитивному.
«Идет ли сейчас для меня речь о том, что я должен быть самым хорошим и никто другой не должен быть лучше меня, или речь идет о катании на лыжах?» «Идет ли для меня сейчас речь о том, чтобы никогда не испытывать чувства недоверия, или том, чтобы эта работа была выполнена?»
Благодаря обращению к позитивному человек вновь обретает твердую почву под ногами.
Эмоциональные состояния, однако,
не должны являться основой для принятия решений о чем-то ином - о том, что не есть я (о ситуации, о другом человеке). Эти чувства связаны с нами самими, а не со смыслом ситуации. Они являются отражением нашего физического состояния, общего жизненного настроя, а также опыта переживаний. Это чувства, которые нас не отпускают, потому что они часть нас самих. Их задача заключается в том, чтобы привязать нас к нашему телу и к нашей биографии. Поэтому они носят указующий характер. Они побуждают нас к тому, чтобы разобраться в них и понять, что они означают. Понять их - означает лучше понять самого себя. Однако так
как эти чувства не всегда связаны непосредственно с ситуацией на работе, в семье, с беседой, которую мы сейчас ведем, важно, чтобы мы могли сохранять по отношению к ним определенную дистанцию. Наша жизнь стала бы бестолковой, если бы мы неосмотрительно следовали за каждым дурным настроением, раздражением, проявлением гнева, разочарованием, желанием. Определенная дистанция по отношению к этим чувствам защищает нас как от чувственного сибаритства, так и от патологического купания в душевной боли. Сентиментальность, кстати, можно определить как результат того, что мы понимаем эмоциональные состояния не как индикаторы чувства, а как цель, у которой мы хотим остаться.
Другие статьи:
Проблемы и этапы оценки персонала
Задача службы персонала, осуществляющей оценку кандидатов при приеме на работу, состоит в сущности в том, чтобы отобрать такого работника, который в состоянии достичь ожидаемого организацией результата. Фактически оценка при приеме — это ...
Философские горизонты
Экзистенциализм — сугубо европейское послевоенное явление — это выражение общей ориентации на проблемы собственного существования в мире. Это направление диаметрально противоположно бихевиористскому. Экзистенциализм возвеличивает самосо ...
Сократ: «Познай самого себя»
Сократ - представитель идеалистического религиозно - нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалис ...
Разделы