Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней.
Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.
Позы и жесты
Позы отражают состояние человека и его отношение к происходящему. Существуют лишь самые общие правила, распространяющиеся на большинство людей.
1) Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу, как правило “открытую”. “Открытая” поза определяется:
- поворотом корпуса и головы к собеседнику;
- раскрытостью ладоней;
- не скрещенным положением ног;
- расслабленностью мышц;
- прямым взглядом в лицо
2) Скрещенные руки или ноги обычно отражают защитную реакцию и нежелание общаться.
- Руки заведенные за голову, выражают превосходство над другими.
- Быстрый, резкий наклон или поворот головы, жестикуляция часто указывает на то, что слушающий хочет высказаться. Под движениями понимают перемещения в пространстве всего тела, а под жестами - движения различных частей тела. Доказано, что основное значение имеют движения головы, плеч и рук.
В таблице переведены значения некоторых жестов и поз отражающие эмоциональные состояния. Значения некоторых жестов и поз.
№ п.п. |
Жесты, позы |
Состояние собеседника |
1. |
Раскрытие руки ладонями вверх |
Искренность, открытость |
2. |
Расстегнут пиджак (или снимается) |
Открытость дружеское расположение _ |
3. |
Руки спрятаны (за спину, в карманы) |
Чувство собственной вини или напряженное восприятие ситуации |
4. |
Руки скрещены на груди |
Защита, оборона |
5. |
Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы) |
Защита” оборона |
6. |
Кисти рук расслаблены |
Спокойствие |
7. |
Человек сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку. |
Заинтересованность |
8. |
Голова слегка наклонена на бок |
Внимательное слушание |
9. |
Человек опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта |
Критическая оценка |
10. |
Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаза) |
Обдумывание решения |
11. |
Ладонь захватывает подбородок |
Обдумывание решения |
12. |
Человек медленно снимает очки, тщательно протирает стекла |
Желание выиграть время, подготовка к решительному сопротивлению |
13. |
Человек расхаживает по комнате |
Обдумывание трудного решения |
14. |
Пощипывание переносицы |
Напряженное сопротивление |
15. |
Человек прикрывает рот рукой во время своего высказывания |
Обман |
16. |
Человек прикрывает рот рукой во время слушания |
Сомнение, недоверие к говорящему |
17. |
Человек старается на вас не смотреть |
Скрытность, утаивание своей позиции |
18. |
Взгляд в сторону от вас |
Подозрение, сомнение |
19. |
Говорящий слегка касается носа или века (обычно указательным пальцем) |
Обман |
20. |
Слушающие слегка касаются века, носа или уха |
Недоверие к говорящему |
21. |
При рукопожатии человек держит свою руку сверху |
Превосходство, уверенность |
22. |
При рукопожатии человек держит свою руку снизу |
Подчинение |
23. |
Хозяин кабинета начинает собирать бумаги на столе |
Разговор окончен |
24. |
Ноги или все тело человека обращены к выходу |
желание уйти |
25. |
Рука человека находится в кармане, большой палец снаружи |
Превосходство, уверенность |
Другие статьи:
Анализ результатов исследования состояния внутрисемейных отношений.
Опытно-экспериментальная работа проходила в средней общеобразовательной школе №15 г.Мытищи М.О., во 2 «В» классе, учитель – Челпаченко Г.Н. Количество учащихся в классе – 24 чел., трое детей воспитываются в неполных семьях матерями, оста ...
Сократ о государстве
Только "благородные люди" могут претендовать на знание. А "земледельцы и другие рабочие очень далеки от того, чтобы узнать самих себя . ведь они знают только то, что имеет отношение к делу и служат ему . А потому, если позн ...
«Странный ребенок»
Маленький мальчик стоит у окна. Рукой он держит занавеску, которую торопливо, шумно передвигает перед собой в зад и вперед. Внезапно он прекращает это занятие, но в остальном его поведение остается без каких-либо изменений. Кажется , он ...
Разделы