Сотрудничество.

Тактика сотрудничества представляет собой стремление разрешить противоречие посредством активного взаимодействия со своим партнёром. Её использование резко повышает вероятность позитивного исхода конфликта. Таким образом, не только устраняется причина недовольства, напряжённости, но и достигается большее взаимопонимание, доверие, уважение.

Отличительные признаки сотрудничества:

- Уважительное отношение к партнёру, готовность выслушать и понять их чувства и желания;

- Оценка своей позиции в качестве важной, но не единственно возможной;

- Стремление регулировать своё поведение в сторону большей корректности;

- Забота о сохранении отношений, несмотря на имеющиеся разногласия;

- Акцентирование внимания на этапе разрешения конфликта;

- Готовность принести извинения;

- Стремление действовать разумно и осознанно;

- Поэтапность, последовательность в достижении целей.

Из всех стилей сотрудничество наиболее универсально. Оно подходит как для одноуровневого (горизонтального) общения, так и для разрешения конфликтов в вертикальных структурах (между руководителями и подчинёнными, учащимися и педагогами), однако её использованию может противостоять ряд личностных качеств и установок (высокомерие и самомнение, подозрительность, установка на лидерство). Личностная зрелость, уважительное отношение к людям, ответственность способствуют применению этого стиля на практике.

Приведём пример. Конфликт произошёл между руководителем частного предприятия и одним из его подчинённых по поводу задержки отчёта последним. Давайте послушаем их:

- Итак, Иван Петрович, потрудитесь объяснить причину задержки отчёта. Я Вас предупреждал уже десять раз о том, что он необходим мне именно сегодня в десять!

- Лев Карлович, позвольте, но…

- Я позволю Вам лишиться премии! И работы, если это будет повторяться!

- Прошу Вас, выслушайте меня.

- …Хорошо.

- Лев Карлович. Вы, конечно, в курсе, что мы живём в век компьютерных технологий.

- ДА!

- И что я неоднократно обращался к Вам с жалобами на наше программное обеспечение.

- Да.

- Так вот. В офисный компьютер проник неизвестный вирус, который уничтожил все мои файлы, включая отчет.

- М-да… Почему вовремя не сообщили? Впрочем, Вы правы… Я разберусь. Что за вирус?

- «Бяша»… Там… Овца бегает… и, простите, гадит на файлы.

- ХА-ХА-ХА!

Нужно признать, что Иван Петрович с честью вышел из конфликтной ситуации, заключив с шефом договорённость о том, что впредь будет своевременно извещать его о неполадках.

Сотрудничество приемлемо, когда:

*необходимо найти решение проблемы, и при этом разные позиции настолько важны, что компромисс недопустим

*нужно полностью использовать весь творческий потенциал сотрудников

*необходимо обеспечить приверженность какой-либо общей цели

*нужно преодолеть негативные эмоции, возникшее в опыте общения

Другие статьи:

Модель процесса коммуникации.
Все, что мы хотим выразить в процессе коммуникации существует в виде “ментальных образов”: невысказанных чувств (раздражения, тревоги, радости), побуждений (желаний, потребностей), воображаемых картин реальности (как будет выглядеть рабо ...

Расстройства эрекции.
Важнейшим проявлением психогенной импотенции оказываются расстройства эрекции, присоединяющиеся к преждевременной эякуляции более чем у половины пациентов с функциональными сексуальными нарушениями. По данным Г.С. Васильченко (1969) жалоб ...

Структура, функции и развитие семьи
Семейную систему можно рассматривать как единое об­разование, обладающее определенными особенностями структуры, функционирования и развития. В структурном отношении всякая нуклеарная семья включает в себя четыре основные группы подсистем. ...