Экзистенциальная психиатрия, пытаясь видоизменить психоаналитический подход, не предложила пока систематической лечебной методики. Это в первую очередь относится к очень известным швейцарским психоаналитикам-экзистенциалистам Меддару Босту и Густаву Балли. Другой швейцарский экзистенциалист, Людвиг Бинсвангер, был хорошо знаком с Фрейдом, и тот оказал на него глубокое влияние. Правда, его экзистенциализм идет от Гуссерля. Бинсвангер, как и В.Э. фон Гебсаттель, известен в основном своим феноменологическим описанием субъективных переживаний в процессе лечения. Й.Зутт из Германии считает, что человек может преодолеть тот разрыв, который существует между основным стержнем его личности и личностью другого, с помощью «эстетической сферы жизни». Кто не искушен в традиционно витиеватом философском стиле немецкого писания и мышления, тому нелегко следовать за рассуждениями Зутта. По существу, собственно, он стремится точно описать состязание между двумя личностями — врачом и пациентом. Эрвин Штраус, также из Германии, психологически, пожалуй, наиболее чуток из всех экзистенциальных психиатров. Его работа — это выдающееся описание субъективного определения осознания человеком окружающего мира. Из французских психиатров под влиянием психоанализа в какой-то мере был Э.Анри, хотя все-таки больше — под влиянием экзистенциальной философии. Его работы характеризуются ясностью и эрудицией, он имеет энциклопедические познания в области древней и современной психиатрической литературы и обладает способностью рационально синтезировать свои познания.
Центральный упор в экзистенциальной психиатрии сделан на яркое описание эмоциональных настроений пациента. Настроенность на феноменологическое описание, возможно, объясняется тем, что экзистенциалисты не обращают внимания на неосознаваемые детерминанты поведения, поскольку бессознательные мотивации не могут быть зафиксированы и описаны, а должны реконструироваться в ходе анализа такого материала, как сновидения, оговорки, свободные ассоциации. Интерес последнего времени к дзэн-буддизму среди ряда психиатров — это еще один шаг в направлении самосознания. Дзэн — это китайская версия индийского буддизма, возможно получившая распространение благодаря деятельности проповедника Бодхидхармы, жившего в VI в. н.э. и применившего учение Гаутамы Будды к китайской культурной традиции.
Дзэн-буддизм в основном обращается к внутреннему мистическому переживанию — «сатори», — которое затруднительно описать рациональными понятиями. Это можно лишь субъективно пережить. В понятии сатори традиционное деление на внутренний и внешний мир исчезает, человек становится единым существом с Вселенной. Знатоки дзэн считают, что это не интеллектуальная система, что его сущность — переживание сатори — невозможно сформулировать, а можно лишь описать с помощью афоризмов и поэтических метафор. Судзуки, который, собственно. познакомил американскую публику с дзэн-буддизмом, пишет: «Сатори можно определить как интуитивный взгляд на природу вещей в противовес аналитическому и логическому пониманию ее. Практически это означает, что разворачивается новый мир, не воспринимавшийся прежде разумом, привыкшим мыслить дуалистически. Еще можно сказать, что благодаря сатори все наше окружение предстает перед нами в неожиданном ракурсе восприятия. Что бы это ни было, мир для тех, кто познал сатори, уже не тот мир, каким он был; со всеми его бурлящими потоками и , горящими огнями, он уже никогда не будет тем, что был.
Другие статьи:
Роль
воображения в научном познании мира
Воображение - это одно из средств научного открытия в процессе творческого познания.
Одной из сфер творчества является научное познание мира. Творчество в науке состоит в формировании знания, отображающего действительность. Творчество со ...
Мир идей Платона
Мир по Платону и не телесный космос, лишенный индивидуальности, и не отдельные материальные вещи, наполняющие Вселенную. Прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное целое, живет и дышит, весь напо ...
Способности в структуре субъекта педагогической деятельности.
Для того, чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к спе ...
Разделы