не
был врачом, он обратил внимание на
исключительное значение психического состояния и задался вопросом: «Почему для лечения и ухода за телом создано целое искусство . тогда как необходимость искусства, призванного заботиться о душе, всерьез не воспринималась . Эта проблема даже не изучалась». Цицерон выдвинул смелую идею о том, что физическое здоровье может находиться под влиянием эмоциональных проявлений. Таким образом, он по праву может быть назван первым психосоматологом. Он возражал против концепции Гиппократа, считавшего наличие черной желчи причиной меланхолии, придавая куда большее значение психологическим причинам. «То, что мы называем волнением, они называют меланхолией, как будто причина состоит только в черной желчи, а не в нарушении покоя, как это часто наблюдается при сильном гневе, страхе или горе».
Он определил два основных параметра, необходимых для выявления сходства и различий между болезнями телесными и психическими, «При сем разум и тело очень неодинаковы; хотя разум, так же как и тело, может быть поражен болезнью при видимости полного здоровья, болезнь тела не обязательно приводит в ошибкам в поведении, а болезнь разума — обязательно. Вследствие нарушений и изменений в мыслях происходит пренебрежение здравым смыслом, следовательно, подобные расстройства наблюдаются только у людей; звери, хотя и действуют так, как будто у них есть разум, не подвержены подобным расстройствам».
Эта мысль является основополагающей в современной психотерапии, ибо, когда человек воспринимает и понимает психологические первоисточники своих психических нарушений, он становится способным изменить обстоятельства, которые привели его к затруднениям. В своей работе «Тускуланские беседы» Цицерон говорит: «Способы лечения тоски и других расстройств зависят от укоренившегося взгляда на них; мы предпочитаем их, так как они нам кажутся самыми правильными. Философия берет на себя задачу уничтожить этот грех как корень всех наших бед». В настоящее время мы на практике обращаемся за помощью не к философии, а к психотерапии.
Соран
Соран был самым просвещенным врачом своего времени в своих подходах к пониманию душевных болезней. Он отказался лечить их грубыми методами. «Помещение, в котором должен находиться больной, должно быть освещенным, — писал он, — причем окна должны быть расположены высоко, так как больные при этой болезни, оставшись без надзора, под влиянием
их сумасшествия часто выбрасываются из окон». Должен ли пациент находиться в теплой
или холодной комнате, зависит от того, где он чувствует себя наиболее удобно. Со времен Сорана ограничения для возбужденных больных стали применяться в тех случаях, когда больные становились действительно опасны и могли причинить ущерб самим себе. Какие бы ограничения ни применялись, они должны быть гуманными.
Соран не сомневался в том, что психические болезни возникают из-за нарушений в организме, но смягчал эту органическую точку зрения недогматическими и практически целесообразными процедурами, назначение которых способно было облегчить душевные муки психически больных. Он высоко ценил практические выводы при индивидуальном наблюдении пациента, а теорию полагал вторичной по отношению к практике. Один из Замечательных уроков, оставленных Сораном последующим поколениям психиатров, состоит в том, что, несмотря на описание психических болезней в терминах механистического органического подхода, лечил он душевнобольных психологическими средствами.
Святой Августин (354—430 н.э.)
Аврелий Августин, известный как Св. Августин, родился в городе Тагаст (Нумидия, Северная Африка). Как священно служитель Августин занимал непримиримую позицию по отношению к еретикам, был нетерпим к тем кто считал основой счастья саму человеческую природу. Августин считал человека столь слабым и порочным, что признавал его спасение только через посредство Божьей Милости. Эта позиция, безусловно, сформировалась в результате собственной внутренней борьбы с мирскими страстями, которые он преодолел, отказавшись от них полностью и посвятив себя исключительно Божественному. Августин был блестящим полемистом, но часто он достигал успеха за счет того, что свои собственные внутренние конфликты и борьбу собственной греховностью он экстраполировал на других; выступая против своих оппонентов, он сражался с частью своего собственного существа.
Другие статьи:
Техника речи
Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.
Дети особенно ...
Движение в кадре и монтаж
Телевидение позволяет не только показать форму предметов, но и их движение, развитие действия в пространстве и времени.
Движение на телеэкранах присутствует в трех видах. Перемещение людей, предметов перед неподвижной камерой принято наз ...
Брайян и Хартер
Описанную выше ситуацию решительно изменили опыты американских психологов Брайянаи Хартера
по выработке навыка приема и посылки телеграмм. Их работа явилась второй после опытов Эббингаза
важнейшей вехой на пути экспериментального исслед ...
Разделы